Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы государственно-правового регулирования продовольственного обеспечения населения Башкирии в период новой экономической политики (1921–1927 гг.)
Научные статьи
22.11.16 14:58

Некоторые вопросы государственно-правового регулирования продовольственного обеспечения населения Башкирии в период новой экономической политики (1921–1927 гг.)

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Ахметшин Р.А.
5 96 2016
Статья посвящена рассмотрению особенностям деятельности органов советской власти по продовольственному обеспечению населения Башкирии в период новой экономической политики. Раскрываются меры органов советской власти по совершенствованию продовольственного обеспечения путем принятия нормативных актов, направленных на стабилизацию экономического положения населения Башкирии.

Продовольственный кризис и неспособность своевре­менного разрешения «продовольственного вопроса» идео­логическими методами «военного коммунизма» обозначили необходимость смены «экономико-политического» курса на новый уровень. Советская власть была вынуждена пересмо­треть вопросы экономической политики в сфере продоволь­ствия. Первоочередными задачами стали разработка и при­нятие нормативно-правовых актов в области обеспечения населения продовольствием. Так, к началу 1921 года Совет­ское государство запланировало курс на развитие экономи­ки, поиск принципиально новых подходов к решению про­довольственного кризиса, отказ от военно-коммунистических построений и перевод страны на новую экономическую по­литику с формированием рыночных отношений. Предпо­лагалось, что нэп выстроит приоритетные стимулы произ­водства для крестьян в сельском хозяйстве, которые выведут страну на путь экономического возрождения. С переходом к новой экономической политике деятельность государствен­ных органов по продовольственному обеспечению населе­ния потребовала более детальной правовой регламентации. Приоритетные направления кодификационной работы были обусловлены развитием рыночных отношений и стимулиро­ванием населения к повышению производительности про­дуктов питания.


 

Нэп начался с удара по такой одной из самой проблем­ной «точке», как сельскохозяйственная политика, нацеленная на получение большего количества продуктов питания за счет предоставления новых стимулов крестьянину.

Техническое проведение нового законоположения о пере­ходе от продразверстки к продналогу сопровождалось рядом проблем в продовольственном обеспечении населения Баш­кирии. Аппарат Башкирского народного комиссариата про­довольствия (Башнаркомпрод) с июня 1921 года представлял собой распределительную станцию продовольствия. Про­довольственный кризис усугублялся в связи с почти полным отсутствием хлебных продуктов на ссыпных пунктах Баш- наркомпрода. В результате даже сами сотрудники главной распределительной станции республики не обеспечивались продовольствием (если и предоставлялось, то меньше одного пайка на человека).

Переход к продналогу явился первым шагом новой экономической политики. Сущностью этой политики яв­лялся экономической союз рабочего класса и трудового кре­стьянства, необходимый для вовлечения крестьянских масс в русло социалистического строительства. В постановлении X съезда коммунистической партии (март 1921 года) указы­валось, что продналог вводится для улучшения условий по обеспечению организации сельского хозяйства на основе свободного распоряжения хозяйственными ресурсами зем- ледельцами.

Всю серьезность нового курса можно проследить из доклада В. И. Ленина на конференции 26 мая 1921 года. В своем выступлении В. И. Ленин отметил, что основная задача советской власти - восстановление крупной промышленности, но без доста­точного продовольственного фонда сделать это невозможно, поэтому «главное внимание в настоящее время должно быть обращено на крестьянина». Таким образом, перед советской властью встали две основные задачи: 1) «полностью провести продовольственный налог»; 2) «в максимальных пределах осу­ществить свободу оборота для крестьянина».

Введение нэпа обозначило попытку хозяйствовать по- новому, что было юридически оформлено декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырье­вой разверстки натуральным налогом». С введением новой экономической политики потребовалось нормативно-пра­вовое закрепление новых методов государственных загото­вок. Так, декреты СНК РСФСР «О свободном обмене, покуп­ке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку» и «О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.» закрепили новые спо­собы заготовок продовольствия для государственных нужд. Особое внимание хотелось бы уделить декрету СНК РСФСР от 28 марта 1921 года «О свободном обмене, покупке и про­даже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закон­чивших разверстку», в котором государство предоставило возможность крестьянскому населению, выполнившему государственные обязательства, свободно продавать и по­купать оставшиеся у него излишки сельскохозяйственных продуктов. При этом в данном декрете были четко обозна­чены губернии и продукты, которые можно было свободно обменивать, продавать и покупать. Так, для Башкирии было разрешено свободно торговать только хлебом, зерном и фу­ражом. Картофелем и сеном торговать было запрещено. Данные положения подчеркивают значимость Советского государства в проводимой продовольственной политике и его роль на рынке товарообмена.

В связи с переходом к новой экономической политике была проделана колоссальная кодификационная работа с вы­сокоинтенсивной нормотворческой деятельностью государ­ства. Так, помимо вышеназванных декретов СНК РСФСР, мож­но выделить те, которые непосредственно касались Башкирии: это декреты СНК РСФСР от 10.05.1921 г. «О натуральном налоге на шерсть», от 17.05.1921 г. «О натуральном налоге на сено», от 24.05.1921 г. «Об обмене», от 31.05.1921 г. «О натураль­ном налоге на продукты огородничества и бахчеводства», от 21.04.1921 г. «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена», от 14.06.1921 г. «О натуральном мясном налоге» и другие.

В мае 1921 года на X партийной конференции было за­явлено, что новая экономическая политика устанавливается на «долгий, рядом лет изменяемый период» и что ее «основ­ным рычагом» является товарообмен. Товарообмен должен был стать основным методом получения продуктов питания. Советское государство предполагало, что для успеш­ного развития новой экономической политики необходима четкая нормативно-правовая база, которая определяла бы порядок, организацию и ответственность сторон при това­рообмене. Так, при переходе к нэпу договоры мены, купли- продажи и другие институты обязательственного права были взяты в основу практической реализации намеченного экономического курса. Законодатель советской власти ука­зывал на намерения отойти от прежних административных методов решения хозяйственных проблем и заменить их на действия, вытекающие из договоров. Но необходимо от­метить, что отказываться полностью от администрирования государство не могло. Декретом СНК РСФСР от 3 октября 1921 г. была разработана Инструкция по применению по­становления Совета Народных Комиссаров от 15 июля 1921 г. «Об ответственности за нарушение декретов о натураль­ных налогах и об обмене» и о порядке возбуждения и на­правления дел об этих нарушениях, которая включала в себя два раздела. Первый раздел - рассматривал налоговые правонарушения, а второй - указывал на ответственность в случаях нарушения декрета об обмене.

Постепенное развитие рыночных отношений повлекло за собой расширение круга участников торговли. Вырисовы­валась необходимость нормативно-правового регулирования складывающихся отношений. В июле 1921 года Совет Народ­ных Комиссаров РСФСР обнародовал декрет «О свободной реа­лизации продукции предприятиями, снятыми с государствен­ного снабжения», наказ «О проведении в жизнь начал новой экономической политики» и Инструкцию о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней. Данная Инструкция позволяла гражданам, достигшим шест­надцатилетнего возраста, организовывать торговлю продукта­ми питания и предметами фабрично-заводского производства, помимо реализации продукции, которая изготовлялась из ма­териалов, предоставленных государством на особых договор­ных условиях. Отметим также Инструкцию губернским продо­вольственным комитетам по проведению натуральных налогов, принятую Декретом СНК РСФСР от 19.05.1921 года. В данном Декрете четко обозначаются правила исчисления и взимания налогов.

    Продовольственный налог дал возможность крестьянам в определенных пределах распоряжаться своей продукци­ей. Вместе с тем многочисленность налогов вызывала недо­вольство крестьян. На VII Башкирской областной парткон­ференции в 1923 г. открыто было сказано, что это является основным недостатком сельского обложения. На данном этапе был принят декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 22.03.1923 г. «О втором внутреннем краткосрочном государственном хлебном займе», предусматривающий прием беспроцент­ных облигаций хлебного займа в счет взносов по едино­му сельскохозяйственному налогу. В конечном счете сама жизнь подвела к правильному решению: с 1924 г. все госу­дарственные прямые налоги - продналог, подворный, труд­налог - были объединены в единый сельскохозяйственный. Переход к денежному налогу был осуществлен в 1924-1925 гг. и помог более точно учитывать доходы крестьян, стимулировал рост товарности сельского хозяйства. При обложе­нии сельхозналогом учитывались особенности и платеже­способность отдельных районов республики. Так, в 1925 г. самыми низкими ставками при их сборе были обложены хозяйства Тамьян-Катайского и Зилаирского кантонов. К 1926 г. было освобождено от уплаты сельхозналога почти 28 процентов крестьянских хозяйств региона. Благодаря нор­мотворческой деятельности Советского государства по про­довольственному обеспечению населения Башкирии было увеличено производство продуктов земледелия и животно­водства, наметилась тенденция к восстановлению посевных площадей. Так, если в 1923 г. валовой сбор зерновых состав­лял 51,5 млн пудов, то уже в 1924 г. - 77 млн, а в 1925 г. - 95 млн пудов.

Начиная с 1926 года в Башкирии развернулась работа по оказанию помощи крестьянским хозяйствам. В первую очередь помощь была оказана засушливым и небогатым волостям Стерлитамакского, Зилаирского и Белебеевского кантонов. Органы советской власти, наряду с партийны­ми органами, оказали действенные меры по реорганиза­ции сельского хозяйства горно-лесных районов Башкирии. Были предприняты меры по преодолению односторонней направленности крестьянских хозяйств (скотоводство, ку­старные промыслы) и овладению культурой земледелия. В 1926-1927 гг. советским государством было выделило 480 тыс. рублей для подъема сельского хозяйства Тамьян-Ка- тайского, Стерлитамакского и Зиларского кантонов Башкирии. Данные средства были использованы на восстанов­ление животноводства и пчеловодства, распространение огородничества, обеспечение хозяйств рабочим скотом и т.д.

     Таким образом, государственно-правовое регулиро­вание продовольственного обеспечения населения Башки­рии в годы новой экономической политики имело четкое направление на стабилизацию экономической ситуации в регионе.
 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика