Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Поправки в Конституцию Австралийского Союза (историко-теоретический анализ)
Научные статьи
23.11.16 12:25

Поправки в Конституцию Австралийского Союза (историко-теоретический анализ)

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Рожнова Ю.А.
5 96 2016
Данная статья посвящена анализу текста поправок в Конституцию Австралийского Союза и механизму их внесения. Научная статья содержит дискуссионные вопросы, вытекающие из опыта проведения референдумов в Австралийском Союзе.

В 1901 году была принята Конституция Австралийского Союза. В ней предусматривались положения, которые по­зволяли внести в текст Конституции изменения - поправки. С 1901 года по настоящее время механизм внесения поправок изменен не был.

Рассмотрим юридические и технические аспекты прове­дения референдумов в Австралийском Союзе. Согласно статье 128 Конституции для внесения изменений в текст Конститу­ции Австралийского Союза необходимо одобрить внесение поправок абсолютным большинством в обеих палатах Парла­мента, а так же утверждение поправки на референдуме боль­шинством жителей в большинстве штатов. После одобрения поправки Парламентом, Генерал-Губернатор обязан в течении полугода представить законопроект подданным Союза. Если законопроект одобрен одной палатой, а вторая его не приня­ла, то в течении трех месяцев он вновь будет представлен на голосование второй палаты. Если же она вновь не примет за­конопроект, то Генерал-Губернатор имеет право представить поправку к Конституции на референдуме, минуя Парламент.

 

Изначально при составлении текста Конституции Ав­стралийского Союза было предложено несколько вариантов внесения поправок в Конституцию. Сэр Сэммюэл Гриффит (выдающийся политический деятель Австралии начала XX века, один из отцов-основателей Конституции Австралий­ского Союза (в дальнейшем используется сокращение АС)) полагал, что «миллионы людей не способны обсуждать кон­ституцию», и предпочитал «иметь поправки, внесенные кон­венциями политиков»1. Но все-таки большинство политиче­ских и общественных деятелей того времени высказывались за общенациональный референдум по внесению поправок в текст Конституции. Например, А. В. Дайси писал: «По вопро­су настолько важному, как внесение изменений в Конституции у каждого человека должно быть право на принятие собствен­ного решения».

В период с 1901 года по 2000 были представлены 44 зако­нопроекта по внесению изменений в текст Конституции. Од­нако лишь 8 из них прошли все стадии ратификации и были одобрены на референдуме большинством поданных. Согласно Закону о выборах 1924 года, для граждан Австралийского Со­юза явка на выборы и референдумы является обязательной. В случае неявки по неуважительной причине, лицо подвергает­ся денежному штрафу.

В течении XX века были внесены следующие поправки в текст Конституции АС.

В 1906 году были изменены сроки занятия должностей Сенаторами. Согласно статистике, это была поправка, за ко­торую на референдуме проголосовало значительное число из­бирателей - около 82 %.

В 1910 году была внесена поправка в статью 105, касаю­щуюся полномочий Союза по государственным долгам. Тем самым прекращалась так называемая оговорка Брэддона, со­гласно которой центральная власть принимала на себя лишь те долги штатов, которые существовали по временному уч­реждению Союза. За нее проголосовало положительно 54% избирателей, однако Новый Южный Уэльс (который является одним из сильнейших с экономической точки зрения штатом) не поддержал данное изменение в Конституцию.

Для обеспечения законности финансового соглашения между Содружеством и штатами в 1928 была добавлена статья 105 А. 74% голосующих одобрило данную поправку. С этого момента, все правительственные займы, за исключением оборонных нужд, контролировались специально организован­ным Советом по займам и ссудам. Данный государственный институт являлся в определённой степени новаторским. Совет был организован с целью обсуждения и принятия решений по многим важным экономическим проблемам, а именно по вопросам государственных инвестиций, экономического пла­нирования, налоговых конфликтов. Как отмечают многие со­временные австралийские государственные и политические деятели, создание данного органа сыграло значимую роль в финансовом и экономическом устройстве Австралийского Со­юза.

В 1946 году были внесены поправки в статью 51 Консти­туции, добавляющие к полномочиям Союза определенные социальные обязательства. Необходимость внесения этих по­правок объяснялось послевоенным временем и заинтересован­ностью государства в налаживании сферы социального обе­спечения. 54% избирателей сделали положительный выбор на референдуме.

В 1967 году приняты изменения в статью 51. К полно­мочиям Союза было отнесено право издавать нормативно­правовые акты, касающиеся коренного населения Австралии - аборигенов. Так же была отменена статья 127, которая не учитывала аборигенов при общем подсчете всех подданных государства. Более 90% избирателей поддержали данное из­менение в Конституцию, что является максимальным показа­телем положительного выбора населения. И даже несмотря на то, что в первые годы после принятия поправки не произо­шло существенных изменений в правовом статусе аборигенов, тем не менее данная поправка внесла свои коррективы в по­строении новых взаимоотношений с коренным населением Австралии.

В 1977 году было внесено сразу несколько поправок к Конституции. Первая из них - поправка в статью о членах сената на случай, если один из Сенаторов по каким-либо причинам оставил свою должность: а именно возможность замены члена Сената на представителя той же партии, в которой находился выбывший Сенатор на момент избра­ния. Данная поправка необходима для удержания баланса политических сил в Сенате. Поддержали поправку 73% из­бирателей.

В этом же году была принята поправка в статью 128 Конституции АС, которая позволила жителям территорий голосовать на референдумах от имени своей территории. В Северной Территории и территории столицы изначаль­но проживало небольшое количество жителей, поэтому они не имели возможности сделать свой выбор на рефе­рендуме, как самостоятельный государственный субъект. В 1967 году произошел ряд демонстраций, в связи с тем, что жители территорий не могут проголосовать по важному для них вопросу, затрагивающий интересы коренного на­селения Австралии. Спустя 10 лет жители территорий по­лучили право участвовать в референдуме от имени своих территорий.

И, наконец, в 1977 году была принята поправка в статью 72 о пенсионном возрасте судей федеральных судов, который был установлен в возрасте семидесяти лет. Она была внесена по рекомендации Постоянного Комитета Сената по правовым и уставным вопросам. Целями данного изменения были «необходимость поддерживать активное и динамичное судопро­изводство, избегать затягивания дела в связи с плохим само­чувствием и смертью судей, привлекать в судопроизводство как можно больше практикующих юристов».

Многие авторы (например Дэвид Батлер, Остин Рэнни, Скотт Беннет) отмечают наличие ряда проблем в проведе­нии референдумов в Австралийском Союзе. В частности, отрицательно высказываются против принципа «двойно­го большинства» (большинство жителей в большинстве штатов). Данный факт, по мнению указанных авторов, яв­ляется значимым барьером в принятии поправки. Некото­рые предложения были бы приняты, если бы было только большинство по штатам или национальное большинство, в частности, поправка об одновременных выборах 1977 года, или же поправка об индустриальной промышленности 1946 года.

Помимо этого, сложностью в проведении референдума являлось отношение избирателей к политическим партиям. Как правило, определенные поправки всегда откровенно лоб­бирует та или иная партия. Кроме того, к определённым лич- ностям-представителям тех или иных партий могут повлиять на принятие решения гражданами больше, чем само содержа­ние поправки.

Как уже было отмечено выше, участие в выборах и рефе­рендумах обязательно для граждан Австралийского Союза. Поэтому значительная часть избирателей делает свой выбор, выполняя свою конституционную обязанность, без понимания сущности той или иной нормы, содержащейся в поправке. Со­циологические опросы, проведенные во второй половине XX века, лишь подтверждают, что не менее чем 10% избирателей участвуют в референдумах и выборах только для избегания от­ветственности, не вчитываются в смысл поправки и не пытают­ся его осознать.

Таким образом, с одной стороны, можно согласиться, что граждане Австралии демонстрируют определенный консерва­тизм в принятии изменений в текст Конституции: в течении столетия приняты всего 8 поправок из 44 предложенных. Од­нако не стоит забывать, что любая Конституция содержит в себе основы и важнейшие принципы существования государ­ства. И сохранение их лишний раз подчеркивает стабильность Австралийского Союза.

 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика