Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы наследования выморочного имущества
Научные статьи
28.11.16 13:30


Некоторые вопросы наследования выморочного имущества



ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
5 96 2016
Носкова Ю. Б.
В статье анализируются некоторые вопросы, возникающие при наследовании выморочного имущества в Российской Федерации, обосновывается необходимость совершенствования законодательства о выморочном имуществе.

Выморочное имущество (Bona vacantia, erblose Guter) — имущество, которое осталось после умершего лица и на кото­рое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по праву наследования по закону.

Гражданско-правовой институт выморочного имущества имеет серьезное юридическое значение и направлен на реализацию про­блемы выявления бесхозяйных объектов наследования. Часть 3 ГК РФ ввела понятие выморочного имущества в наследственные право­отношения по сравнению с ГК РСФСР 1964 года, в котором понятие выморочного имущества заменялось понятием «переход наследства государству».

До сих пор в науке гражданского права идут споры о правовой природе выморочного имущества. Некоторые ис­следователи ставят Российскую Федерацию в девятую очередь наследников по закону. Другие считают, что признание иму­щества выморочным представляет собой результат действия норм наследственного права, в силу чего о наследовании го­сударством выморочного имущества можно говорить условно - переход к государству выморочного имущества является на­следованием особого рода. К. В. Кравченко вообще не относит переход выморочного имущества к наследовании.


 

Глава 63 ГК РФ включает в себя ст. 1151 «Наследование выморочного имущества», что прямо наталкивает на мысль об отнесении законодателем института перехода вымороч­ного имущества к наследованию по закону. Однако согласно ст. 1151 ГК РФ имущество признается выморочным, если от­сутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, т.е. отсутствуют оба основания наследования. Кроме того, само словосочетание «наследование выморочного имущества» упо­требляется только в названии ст. 1151 ГК РФ. В самой же ста­тье говорится о том, что «выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону», в то время как наследники «наследуют». Далее в ст. 1162 ГК РФ в отношении наследников, физических и юридических лиц, говорится: «свидетельство о праве на наследство», в отношении же публично-правовых об­разований - «свидетельство при переходе выморочного иму­щества».

Необходимо отграничить институт наследования по зако­ну от перехода выморочного имущества.

Во-первых, в первом случае правопреемниками становят­ся исключительно физические лица, указанные в законе, на­ходящиеся прежде всего в семейно-родственных отношениях с наследодателем, а при переходе выморочного имущества правопреемником является публично-правовое образование, с которым наследодатель юридически связан иным образом (проживание на определенной территории, принадлежность к гражданству государства и т. д.).

Во-вторых, согласно п. 1 ст. 1157 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается, что одинаково распро­страняется на всех наследников. Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ говорит о невозможности отказа от получения вымо­рочного имущества.

В-третьих, не требуется совершения со стороны публич­но-правового образования каких-либо действий, предусмо­тренных ст. 1153 ГК РФ и направленных на принятие наслед­ства: согласно абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

В-четвертых, публично-правовые образования не включа­ются законодателем ни в одну из очередей наследников, кото­рые предусмотрены при наследовании по закону.

В-пятых при наследовании выморочного имущества не применяются нормы о наследственной трансмиссии.

К. В. Кравченко утверждает, что переход выморочного имущества не является наследованием, и необходимо гово­рить об особом случае приобретения публично-правовыми образованиями бесхозяйного имущества.

Чтобы признать имущество выморочным возникает по­требность произвести действия, связанные с розыском наслед­ников, а также дождаться окончания судебного рассмотрения дела о признании наследника недостойным. Поэтому право­вой режим наследственного имущества в указанный период времени законом не определен.

С этим трудно согласиться, так как переход имущества в качестве бесхозяйного лишен правопреемства и не связан с принадлежностью бесхозяйной вещи физическому или юри­дическому лицу. Тогда как, переход выморочного имущества основан на началах правопреемства. Когда речь идет о бесхо­зяйной вещи, имеется в виду отдельное имущество. При на­следовании выморочного имущества переходит наследствен­ная масса в целом, в том числе права и обязанности.

Кроме того, встает проблема применения к выморочному имуществу норм гражданского законодательства о бесхозяй­ном имуществе, которые в первую очередь закреплены в ст. 225 ГК РФ. Очевидно, ни эта, ни другие статьи ГК РФ не опери­руют понятием «бесхозяйное имущество». Так, ст. 225 ГК РФ носит наименование «Бесхозяйные вещи», что является более узким понятием и может применяться лишь в отношении предметов материального мира. В свою очередь ст. 1151 ГК РФ использует такое понятие, как «выморочное имущество»; при этом термин «имущество» употребляется здесь в смыс­ле текста ст. 1112 ГК РФ, согласно которой в состав наследства кроме вещей входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства иное имущество, в том числе имуще­ственные права и обязанности. Таким образом, не корректно автоматическое распространение положений ст. 225 ГК РФ на отношения, возникающие в результате выморочности иму­щества, так как вне рамок правового регулирования окажут­ся невещественные виды выморочного имущества. Еще одно существенное отличие приобретения права собственности на бесхозяйное имущество и приобретения прав на выморочное имущество состоит в том, что в первом случае такое приобре­тение не опирается на право определенного предшественника, а во втором случае приобретение носит производный харак­тер от права предшественника, в данном случае наследодателя. Такое деление способа приобретения прав имеет значе­ние при разрешении вопроса об ответственности по долгам. Очевидно, что в случае приобретения имущества по основа­ниям, указанным в ст. 225 ГК РФ, никакой ответственности по обязательствам предшественника правопреемник не несет. В свою очередь п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследо­вании» указывает на то, что публично-правовое образование, в собственность которого переходит выморочное имущество, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости по­лученного имущества. Таким образом, приобретение государ­ством выморочного имущества не является особым случаем приобретения бесхозяйного имущества.

Ранее ст. 1151 ГК РФ предусматривала право наследования вы­морочного имущества только Российской Федерацией. Налоговые органы представляли интересы Российской Федерации, обращались к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства праве на наслед­ство.

После введения в действие Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского ко­декса Российской Федерации» изменился правовой режим вымороч­ных жилых помещений. На сегодняшний день такие объекты как жи­лые помещения переходят в собственность в качестве выморочного имущества того муниципального образования, где находиться жилое помещение. Затем выморочное жилое помещение входит в состав жилищного фонда социального использования.

Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о насле­довании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Фе­дерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответ­ствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Переход имущества в качестве выморочного муниципаль­ным образованиям вызывает на практике немало вопросов. В сложившейся ситуации объективно назрела необходимость в разработке новых правовых средств, направленных на регули­рование проблем, связанных с учетом и переходом вымороч­ного имущества муниципальным образованиям.

Регулирование отношений, связанных с переходом вымо­рочного имущества к муниципальным образованиям, нераз­рывно связано с вопросом определения органа, который будет выступать от имени муниципального образования. В муни­ципальных образованиях такими полномочиями, как прави­ло, наделены департаменты, комитеты, отделы. Такие органы должны заниматься учетом оформлением прав на имущество, а также управлением таким имуществом. Положение дел на сегодня складывается таким образом, что переход вымороч­ного имущества к муниципальным образованиям осущест­вляется во внесудебном (нотариальном) и судебном порядке. Трудности перехода выморочного имущества во внесудебном порядке заключаются в том, что свидетельство о праве на на­следство нотариусом может быть выдано только в том случае, если имеются достоверные данные об отсутствии иных наслед­ников, имеющих право на наследство. Критерии отнесения тех или иных сведений к достоверным в законе не определе­ны. Нотариус сам дает оценку достоверности сведений и ре­шает вопрос о возможности выдачи свидетельства о праве на наследство. Кроме того наследство может быть принято дей­ствиями фактического характера возможных наследников да и получение свидетельства о праве на наследство - это право, а не обязанность наследника. Поэтому, внесудебный (нотари­альный) порядок порой становится невозможным, так как от­сутствуют точные сведения о возможных наследниках. А при обращении в суд муниципальные образования сталкиваются с трудностями предоставления документальных доказательств выморочности имущества.

   Следует обратить внимание и на другие проблемы право­вого регулирования института перехода выморочного имущества. Одной из таких проблем является отсутствие феде­рального закона, который бы детально регулировал порядок перехода выморочного имущества, необходимость принятия которого прямо предусмотрена в п. 3 ст. 1151 ГК РФ. Представ­ляется, что такой закон мог бы решить и еще одну проблему - отсутствие механизма розыска и оповещения лиц, которые могли бы быть наследниками умершего лица, а также неопре­деленность органов, уполномоченных на осуществление прав публично-правового образования как получателя выморочно­го имущества.

Так, например, для обеспечения интересов иных наслед­ников можно было бы закрепить в законе требования об опу­бликовании в средствах массовой информации сведений об имуществе, считающемся выморочным, и установить срок, в течение которого лица, считающие себя наследниками, могли бы предъявить права на соответствующее имущество.

В настоящее время закон не содержит четких предпи­саний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» сви­детельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу феде­рального значения Москве или Санкт-Петербургу или муни­ципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным. Стоит заметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным иму­ществом» Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федера­ции, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в по­рядке наследования в собственность Российской Федерации. В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реали­зацией имущества, перешедшего по праву наследования к го­сударству, на практике осуществляется налоговыми органами.

Таким образом, на сегодняшний день продолжают су­ществовать проблемы гражданско-правового регулирования, связанные с выморочным имуществом, которые отрицательно сказываются на правоприменительной практике.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика