Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Маджидзода Джурахон Зоир:

ЖИЗНЬ НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ


Интервью с доктором юридических наук, профессором, Председателем Комитета по правопорядку, обороне и безопасности Парламента Республики Таджикистан, генерал-майором милиции, государственным советником юстиции Республики Таджикистан 1 класса Зоировым Джурахоном Маджидовичем


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реализация принципа гласности в деятельности следственного комитета Российской Федерации
Научные статьи
09.12.16 10:56


Реализация принципа гласности в деятельности следственного комитета Российской Федерации



ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Лукоянов Я. Н.
5 96 2016
Статья посвящена исследованию принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Автором отмечается, что законодательное регулирование указанных принципов является недостаточно точным и содержательным. Особое внимание уделяется исследованию принципа гласности, который неоднозначно трактуется в научной литературе. Отмечается, что несмотря на то, что он не получил прямого закрепления в Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации», тем не менее отдельные положения свидетельствуют о его реализации. Итогом проведенного исследования стал вывод о целесообразности более четкого законодательного закрепления закрытого перечня принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации, что позволит исключить ошибочное представление о реальных принципах организации и деятельности указанного правоохранительного органа, и двусмысленное их толкование. Затронутые в статье вопросы представляют научный и практический интерес.

Деятельность любого правоохранительного органа Рос­сийской Федерации строится на основе принципов организа­ции и деятельности, которые создают основу для его функци­онирования.

«Характерной особенностью деятельности органов пред­варительного следствия в последние годы является их откры­тость для общества. Гласность в их деятельности - одна из наиболее значимых гарантий их независимости и самостоя­тельности при осуществлении возложенной законом деятель­ности, гарантия законности, объективности и справедливости принимаемых решений».

В Толковом словаре С. И. Ожегова гласность определя­ется, как «открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения».

Исходя из данного определения, можно предположить, что будет уместным отожествление понятий гласность и от­крытость в деятельности органов предварительного следствия.


 

«В современных условиях принцип гласности в деятель­ности Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет РФ) заслуживает особого внимания. Открытость в работе ведомства снижает вероятность ошибки, гарантирует независимость следствия, способствует росту его авторитета у общественности. Традиционно этот принцип называют определяющим в организации процесса предвари­тельного следствия, принятия процессуальных решений. Од­нако в современных условиях он приобретает особое значение и в аспектах организации работы ведомства. Это вопросы до­ступности и открытости всевозможной информации о работе Следственного комитета РФ, о времени работы и приема насе­ления, его полномочиях, подследственности, порядке приема и надлежащего рассмотрения обращений, о принятых к про­изводству делах, получивших наиболее широкий обществен­ный резонанс, о вынесенных постановлениях, их исполнении и т.п.

Таким образом, принцип гласности является наиболее широким по объему и охватывает все стороны организации и деятельности Следственного комитета РФ, включая форму ор­ганизации и осуществления им своей деятельности».

Принципам деятельности Следственного комитета РФ посвящены статьи 5-7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - Закон о Следственном комитете РФ). В указанном нор­мативно-правовом акте отсутствует четкий перечень прин­ципов организации и деятельности Следственного комитета РФ, хотя в некоторых законодательных актах, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, указывается закрытый перечень принципов. Так, к примеру, в Федеральном законе от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» в статье 5 закреплен четкий и закры­тый перечень принципов деятельности Федеральной службы безопасности. Такой подход к четкому, закрытому и после­довательному законодательному закреплению принципов представляется более удачным, поскольку это позволяет ис­ключить ошибочное или двусмысленное толкование осново­полагающих начал, идей в деятельности соответствующего правоохранительного органа.

Принцип гласности в Законе о Следственном комитете РФ прямо не закреплен, однако из статьи 5 упомянутого закона он вытекает: «Следственные органы и учреждения Следственного комитета действуют гласно в той мере, в какой это не наруша­ет права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уго­ловном судопроизводстве, законодательства Российской Феде­рации о государственной и иной охраняемой законом тайне».

При такой формулировке принципа выглядит уместным замечание А. Верещагиной, что любое ограничение гласности будет объясняться благими намерениями соблюдения прав и свобод.

Вместе с тем, какая-либо иная формулировка рассма­триваемого принципа представляется неуместной, посколь­ку при реализации принципа гласности не стоит забывать о гарантированных Конституцией Российской Федерации правах граждан на неприкосновенность частной жизни, лич­ную и семейную тайну. Кроме этого, реализация принципа гласности должна соответствовать требованиям уголовно­процессуального законодательства Российской Федерации, а именно, не должна противоречить интересам предвари­тельного расследования и не нарушать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Также не допускается реализация принципа гласности, в резуль­тате которой может быть подвергнута опасности огласки государственная и иная охраняемая законом тайна. Таким образом, представляется недопустимым формулировка принципа гласности в Законе о Следственном комитете РФ без упоминания об указанных ограничениях при его реали­зации.

Как упоминалось ранее, в Законе о Следственном коми­тете РФ законодателем не указано, сколько принципов орга­низации и деятельности данного государственного органа он выделяет. Можно предположить, что законодателем в тексте рассматриваемого нормативно-правового акта указан прин­цип информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности. Аналогичным обра­зом в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокура­туре Российской Федерации» наряду с принципом гласности закреплен принцип информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, а также населения о состоянии законности.

Представляется обоснованным мнение А. Ф. Козло­ва применительно к прокуратуре Российской Федерации, который определяет суть принципа гласности «в осведом­лении населения о работе различных органов государства, включая прокуратуру». По его мнению, «гласность имеет два аспекта. Первый - активное воздействие на граждан, должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения складывающихся в нем отношений. Применительно к прокуратуре гласность - действенный способ правового воспитания населения. Второй - контроль народа за работой органов государства». Получая информа­цию, граждане дают оценку деятельности государственных органов, выявляя как достоинства, так и недостатки. «Таким образом, гласность — средство совершенствования деятель­ности государственных органов». По мнению А. Ф. Козлова, «информирование населения и государственных органов о состоянии законности в регионе есть не что иное, как прояв­ление принципа гласности. Но цель предоставления такой информации - привлечение их к участию в борьбе с пре­ступностью и другими нарушениями законности. На основе полученных данных государственные органы разрабатыва­ют и реализуют соответствующие мероприятия».

По нашему мнению, более верным будет констати­ровать, что два указанных принципа являются самосто­ятельными, но взаимосвязанными, и преследуют разные цели. При реализации принципа гласности основной це­лью является правовое воспитание населения, получение им информации о работе Следственного комитета РФ, его полномочиях, времени, месте, порядке приема граждан, о ходе проведения процессуальных проверок, расследования уголовных дел. При реализации принципа информирова­ния федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности, основной целью является при­влечение указанных адресатов информирования к участию в борьбе с различного рода проявлениями нарушений за­конодательства Российской Федерации.

Реализация принципа информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной дея­тельности осуществляется повсеместно в деятельности След­ственного комитета РФ. Ежегодно в следственных управле­ниях Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации проводятся расширенные заседания коллегий, на которых подводятся итоги работы за полугодие, год. С докладом на подобных коллегиях, как правило, выступа­ет руководитель следственного управления. На коллегиях, помимо руководителей или представителей иных право­охранительных органов субъекта Российской Федерации, принимают участие представители органов государствен­ной власти субъекта Российской Федерации, представители органов местного самоуправления, сотрудники средств мас­совой информации, а также представители Общественного совета при следственном управлении по субъекту Россий­ской Федерации. Подобные Общественные советы созданы в рамках реализации Указа Президента Российской Федера­ции от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования обществен­ных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельно­стью которых осуществляет Президент Российской Федера­ции, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Таким образом, в региональных следственных управлениях Следственного комитета РФ ежегодно о результатах след­ственной деятельности информируются органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественность. Естественно, аналогичные расширенные заседания коллегии Следствен­ного комитета РФ проводятся и в центральном аппарате указанного государственного органа.

Внешнее выражение принцип гласности «находит от­ражение во взаимодействии со средствами массовой инфор­мации. Именно последние в большей степени влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов по защите их прав и законных интересов, формируют право­вую культуру населения».

Для систематической и полноценной реализации принципа гласности в деятельности Следственного ко­митета РФ издан Приказ Следственного комитета РФ от 11.08.2011 № 127 «Об организации взаимодействия След­ственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью». В указанном ведомственном нормативно-правовом акте, среди прочего, указано следующее. Сотрудники Следственного комитета РФ должны «рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации и общественными объединениями, в том числе с правозащитными и религиозными органи­зациями, как одно из важнейших направлений работы следственных органов, учреждений и организаций» След­ственного комитета РФ. При предании гласности материалов о следственной деятельности: следует «неукоснительно руко­водствоваться положениями Конституции Российской Феде­рации, гарантирующими право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также международными договорами Россий­ской Федерации и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, касающимися осуществления уголовного судопроизводства»; обеспечивать тщательный отбор и проверку сведений и материалов, готовящихся для освещения в средствах массовой информации; «не допускать распространения сведе­ний, составляющих государственную или иную охраняемую за­коном тайну, а также носящих конфиденциальный характер, в том числе составляющих тайну следствия; предавать гласности материалы предварительного следствия в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им бу­дет признано это допустимым, если разглашение сведений не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; учитывать правовую позицию Ев­ропейского Суда по правам человека о том, что преждевремен­ные заявления государственных должностных лиц о виновности обвиняемого в отсутствие вступившего в законную силу обви­нительного приговора должны рассматриваться как нарушения принципа презумпции невиновности».

Следует отметить также, что в указанном ведомственном нормативно-правовом акте имеется упоминание и о принципе информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления, на­селения о результатах следственной деятельности. В част­ности, в анализируемом Приказе Следственного комитета РФ указано, что сотрудники Следственного комитета РФ должны «регулярно информировать население России о состоянии следственной работы, мерах по раскрытию пре­ступлений, результатах расследования и судебного рас­смотрения уголовных дел, вызвавших повышенный обще­ственный интерес, обеспечивая при этом достаточную информативность предоставляемых сведений, соблюдение требований закона и интересов следствия». Тот факт, что указанный ведомственный нормативно-правовой акт, име­ющий узкую направленность, касающуюся реализации Следственным комитетом РФ принципов гласности и ин­формирования федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности, принят в первый год деятельности Следственного комитета РФ, как само­стоятельного федерального государственного органа, сви­детельствует о важности и особом внимании руководства данного государственного органа к реализации указанных принципов.

С созданием Следственного комитета РФ информация о ходе проведения процессуальных проверок, расследова­ния уголовных дел, в том числе о результатах проведения отдельных следственных действий по уголовным делам, по­лучившим широкий общественный резонанс, ежедневно пу­бликуются на официальных сайтах Следственного комитета РФ и его территориальных подразделений, в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, транслируются по теле и радио каналам. Одним из показателей превосходной реализации принципа гласности органами Следственного комитета РФ является тот факт, что по данным автомати­ческой системы мониторинга и анализа средств массовой информации (далее - СМИ) «Медиалогия», по итогам 2015 года в рейтинге самых цитируемых блогеров в российских СМИ, руководитель управления взаимодействия со сред­ствами массовой информации Следственного комитета РФ В. И. Маркин занял седьмое место с индексом цитируемости 644,52.

Таким образом, в Российской Федерации, как демо­кратическом и правовом государстве, в полной мере реа­лизуются особо важные принципы: принцип гласности в деятельности Следственного комитета РФ, а также взаимос­вязанный с ним - принцип информирования Следственным комитетом РФ федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности. Столь масштаб­ная реализация рассматриваемых принципов, учитывая со­ветское прошлое российского общества, трудно не заметить и недооценить.

Вместе с тем, следует отметить, что, по нашему мнению, требуется законодательное закрепление более четкого, и что немало важно, закрытого перечня принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федера­ции, что позволит исключить ошибочное представление о реальных принципах организации и деятельности указанного правоохранительного органа, и двусмысленное их толкование.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика