Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

Фарида Мамад:
О праве человека – взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правоохранительная служба как подсистема (вид) государственной службы Российской Федерации
Научные статьи
12.12.16 11:10


Правоохранительная служба как подсистема (вид) государственной службы Российской Федерации



ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Куценко С. О., Магрупов И. Р.
5 96 2016
Статья посвящена системе государственной службы и ее соответствующей – правоохранительной службе, которая является подсистемой или видом государственной службы Российской Федерации. Рассматривается правоохранительная и военная служба, для которой используется единое понятие «милитаризованная служба».

Гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Вид правоохранительной или полицейской службы в си­стеме государственной службы Российской Федерации явля­ется ее промежуточным положением между государственной гражданской службой и военной службой. В соответствии, с этим правоохранительная служба не является гражданской службой, но при этом не является и военной службой. Но нужно отметить, что правоохранительная служба ближе к во­енной службе, чем к службе гражданской.


 

Д. Н. Бахрах для правоохранительной и военной службы использует единое понятие «милитаризованная служба». Он выделяет признаки, общие для правоохранительной и воен­ной службы, которые отличают их от государственной граж­данской службы. Назовем некоторые из них:

-      милитаризованная служба в основном осуществляет охранительную деятельность, а гражданская служба, как пра­вило, призвана заниматься регулятивной деятельностью;

-      милитаризованная служба связана с использованием огнестрельного и иного оружия, а милитаризованные служа­щие обязаны уметь пользоваться оружием и при необходимо­сти применять его;

-      милитаризованные служащие обязаны осуществлять свой долг даже в условиях, опасных для жизни и здоровья, а гражданские служащие вправе отказаться от выполнения по­ручений, если это создает опасность для их жизни и здоровья;

-      для государственных служащих установлен единый предельный возраст пребывания на службе - 65 лет, а основ­ная масса милитаризованных служащих вправе пребывать на службе до 45 лет, а с учетом продлений - до 55 лет;

-      наличие большого числа милитаризованных служа­щих (около 4 миллионов) и др.

Д. Канищев, анализируя отличия военной и правоохрани­тельной службы от гражданской службы, в своей статье «К во­просу о формировании правоохранительной государственной службы Российской Федерации» пишет: «То, что ныне именует­ся федеральной государственной службой, неразрывно связано с государственной должностью федеральной государственной службы. Вне этой должности службы нет. Гражданин поступа­ет на соответствующую должность, и лишь в силу этого он ста­новится федеральным государственным служащим. В силовых структурах, где прежде всего и существует современный прооб­раз будущей федеральной правоохранительной государствен­ной службы, дело обстоит иначе. Современные разнообразные виды правоохранительной службы, в сущности, имеют единое родовое основание - службу воинскую, которую, кстати, про­ходят и многие лица, осуществляющие правоохранительную деятельность и потенциально являющиеся субъектами соответ­ствующей федеральной государственной правоохранительной службы. Здесь дело обстоит несколько иначе, если не сказать - прямо противоположным образом: гражданин изначально по­ступает на службу, а уже вслед за этим назначается на должность. Причем должность в данном случае определяющей не является, она может достаточно часто меняться, упраздняться либо под­вергаться другим реорганизациям. Все это находится в числе полномочий руководителей соответствующих органов».

Правоохранительная служба осуществляется на долж­ностях правоохранительной службы. Иными словами, только лица, замещающие должности правоохранительной службы, приобретают специальный статус государственных (правоох­ранительных) служащих.

Правоохранительная служба осуществляется в специальных государственных органах; службах; учреждениях, в которых уч­реждаются должности правоохранительной службы(например, МВД России, Прокуратура РФ, Федеральная миграционная служба, ФСБ России, Минюст России, Федеральная служба ис­полнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, МЧС России, ФТС России). Законодатель не устанавливает формальных критериев,по которым профессиональная деятельностьконкрет- ныхдолжностных лиц относилась бы ^правоохранительной служ­бе. При этом действующий Федеральный закон от 27 мая 2003 г.№ 58-ФЗ не определяет перечень государственных органов, служб и организаций, где осуществляется правоохранительная служба.

Все виды государственной службы создаются для осу­ществления специальных государственных функций.

Правоохранительная служба создается для осуществле­ния специальных государственных функций, а именно:

а)    обеспечения безопасности;

б)    обеспечения законности и правопорядка;

в)     борьбы с преступностью;

г)     защиты прав и свобод человека и гражданина.

Часто деятельность правоохранительных органов называют правоохранительной. Однако правоохранительная деятельность осуществляется многими государственными органами и иными органами социального управления. На основании этого к правоох­ранительной службе целесообразно относить осуществление пра­воохранительной деятельности, понимаемой в узком смысле этого слова, то есть как административно-правовая деятельность государ­ственных органов, служб и учреждений, которые исполняют кон­трольно-надзорные функции и полномочия по применению го­сударственного принуждения. Правоохранительная деятельность может осуществляться и негосударственными организациями в установленных для них пределах исполнения правоохранитель­ных функций и при соблюдении порядка осуществления таких функций. В настоящее время в систему правового регулирования правоохранительной службы входят федеральные законы, регла­менты конкретных органов федеральной исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций. В них предусматривается выполнение разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также в предусмотренных федеральными законами случаях применение мер государствен­ного принуждения, в том числе административных наказаний.

Виды государственной службы в Российской Федерации основываются на единых принципах государственной служ­бы. Вместе с этим для соответствующих видов государственной службы характерны особые правовые режимы действия специ­альных принципов, то есть относящихся только к данному виду.

Правоохранительная служба строится и функционирует как на общих принципах государственной службы, так и на специаль­ных принципах правоохранительной службы. Следовательно, для правоохранительной службы характерен особый правовой режим действия ее принципов, указывающих на характерные для этого вида закономерности, основы организации и функционирования: централизация в системе правоохранительной службы и управ­ления ею; единоначалие в организации и функционировании; режим субординационных отношений; уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина; гуманизм; возможность применения физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия; компенсация соответствующими льготами установленных федеральными законами ограничений некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников обусловленных осо­бенностями правоохранительной службы; распространение на со­трудников правоохранительной службы в обязательном порядке отдельных видов регистрационных процедур (например, сотруд­ники милиции подлежат обязательной государственной дактило­скопической регистрации); внепартийность правоохранительной службы (например, сотрудники милиции в своей служебной де­ятельности не могут быть ограничены решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политиче­ские цели); режим ограниченного доступа к информации о право­охранительной службе; продвижение по службе по результатам службы с учетом способностей и квалификации сотрудников; со­блюдение служебной дисциплины; социально-правовая защита лиц, находящихся на правоохранительной службе.

Для всех видов государственной службы устанавливаются как общие, так и специальные требования при поступлении на службу и при ее прохождении. Особый порядок поступления на военную службу и ее прохождения регламентируют особен­ности, связанные с проверкой пригодности к военной службе; проведением при поступлении на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, психологической готов­ности к прохождению военной службы, коммуникабельности и других профессионально важных для военной службы качеств гражданина; выявлением соответствия требованиям, предъяв­ляемым к поступающим на военную службу, по уровню обра­зования, профессиональной и физической подготовки; специ­альным порядком назначения на воинские должности.

Устанавливаются общие и специальные черты админи­стративно-правового статуса служащих различных видов госу­дарственной службы.

Отбор граждан на государственную службу и на государ­ственной службе осуществляется с учетом ряда критериев. С определенной долей условности их можно разделить на фор­мальные, социальные и профессионально-квалификационные.

Таким образом, отбор граждан в сфере государственной службы несет значительную нагрузку в практике становления эффективной и жизнеспособной отечественной системы го­сударственного управления. Дальнейшее совершенствование этой технологии кадровой политики и управления персона­лом в сфере государственной службы выступает важнейшим фактором наличия в России высокопрофессионального соста­ва государственных служащих.

Цели и задачи обеспечения законности, общественного по­рядка, общественной безопасности, правопорядка и борьбы с преступностью обусловливают характерные особенности право­охранительной службы и установление специального статуса ее сотрудников. Административно-правовой статус лиц, занима­ющих должности правоохранительной службы (сотрудников правоохранительной службы), имеет некоторые особенности: присвоение специальных званий и классных чинов; наличие спе­циальных знаков отличия и формы; особый порядок проведения аттестации сотрудников соответствующих органов, учреждений и служб; материальная ответственность и материальное стиму­лирование; специальные требования к лицам, поступающим на правоохранительную службу; особые условия прохождения службы; порядок применения к сотрудникам мер правовой от­ветственности; увольнение с правоохранительной службы.

Правоохранительная служба отличается от иных видов госу­дарственной службы, главным образом военной, своими функци­ями. Речь в данном случае идет не о военной обороне и военной безопасности государства, а о внутригосударственной безопасно­сти, законности, правопорядке, борьбе с преступностью и защите прав и свобод человека и гражданина. Пока не принят самостоя­тельный федеральный закон о правоохранительной службе, опре­делить, какие субъекты осуществляют правоохранение и соответ­ственно являются правоохранительными органами, непросто.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика