Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Маджидзода Джурахон Зоир:

ЖИЗНЬ НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ


Интервью с доктором юридических наук, профессором, Председателем Комитета по правопорядку, обороне и безопасности Парламента Республики Таджикистан, генерал-майором милиции, государственным советником юстиции Республики Таджикистан 1 класса Зоировым Джурахоном Маджидовичем


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Права детей в условиях современного международного правопорядка
Научные статьи
16.05.17 10:45

Корбут Л.В.

В научной литературе по международному праву суще­ствуют различные точки зрения на понятие международного правопорядка. Так, С.В. Черниченко определяет международ­ный правопорядок как систему международных отношений, урегулированных международным правом, включая междуна­родно-правовые связи. А.П. Мовчан утверждал, что междуна­родный правопорядок охватывает три основных компонента — международное право, международные правовые отноше­ния и процедуры, а также международное правосознание. Б.М. Ашавский отмечает, что международный правопорядок представляет собой систему международных правоотноше­ний.

В связи с этим представляется, что права детей в условиях современного международного правопорядка можно опреде­лить как международные отношения и процедуры, урегули­рованных международным правом, в области осуществления и защиты прав детей.

Современное международное право исходит из того, что между обеспечением государствами основных прав и свобод человека и поддержанием международного мира и безопас­ности существует тесная связь.

В связи с этим представляется, что и между обеспечением государствами прав детей и поддержанием международного мира и безопасности также существует определенная связь.

Необходимо отметить, что права детей, как на междуна­родном, так и на национальном уровне в течение длительного времени оставались не обеспеченными гарантиями и не могли быть реализованы на практике. Так, в период глубокой древ­ности дети полностью зависели от своих родителей. От них также зависела и жизнь детей. Родители могли уничтожать своих детей, если они были слабыми физически. Признание прав детей начиналось только с того момента, когда они могли самостоятельно заботиться о своем пропитании.

Развитие международно-правового регулирования прав детей стало активно развиваться после создания Лиги Наций. Так, в 1919 г. Лига Наций учредила Комитет детского благо­получия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорным детям, детям-рабам и сиротам. Коми­тет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В то время важную роль в разработке международных аспектов прав детей играл Международный союз спасения детей. Эта организация предложила проект Хартии прав ре­бенка, которая была принята 24 сентября 1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и получила известность как Женев­ская декларация прав ребенка. Женевская Декларация прав ребенка стала одним из первых международно-правовых до­кументов в сфере прав детей. В этой Декларации подчерки­валось, что защита прав детей является делом всего человече­ства. При этом в Женевской Декларации прав ребенка были сформулированы следующие принципы международно-пра­вовой защиты детей: необходимость обеспечения условий для нормального развития; получение помощи в первую очередь при бедствиях; гарантии возможностей зарабатывать средства к существованию и т.д.

В 1945 г. был принят Устав Организации Объединенных Наций для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные пра­ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций». Впоследствии одним из достижений Орга­низации Объединенных Наций стало формирование нового подхода к вопросу о правах человека, создание новых принци­пов в этой области, коренным образом отличающихся от тех, которые были ранее. Благодаря Организации Объединенных Наций сложился новый подход к правам и свободам человека, как в международных отношениях, так и во внутренней жизни государств.

В связи с этим следует отметить, что именно благодаря Организации Объединенных Наций сложился новый подход и к правам детей как на международном, так и на националь­ном уровне.

В 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объеди­ненных Наций была принята Декларация прав ребенка (Де­кларация прав ребенка 1959 г.), которая закрепила ряд суще­ственных положений в области прав детей.

Так, согласно Декларации прав ребенка 1959 г., детям должны быть обеспечены условия, которые позволяли бы им развиваться физически, духовно в условиях свободы и уваже­ния их достоинства. Детям, которые являются неполноценны­ми в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и забота.

Дети нуждаются в любви и понимании для полного и гар­моничного развития, они должны расти на попечении и под ответственностью своих родителей в условиях материальной обеспеченности, не должны разлучаться со своими родите­лями. Органы государственной власти должны осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семей и достаточных средств к существованию. Многодетным семьям должны пред­ставляться государственные и иные пособия на содержание детей.

Следующим важнейшим международно-правовым до­кументом, закрепляющим стандарты прав детей, является Конвенция о правах ребенка 1989 г., которая представляет со­бой основополагающий международный документ, который закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также обязывает государства принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Конвенция о правах ребенка 1989 г. была принята в развитие Декларация прав ребенка 1959 г. и предусмотрела более подробные положения о международно-правовом регу­лировании прав детей.

В частности, согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. детьми признаются любые человеческие существа до до­стижения ими 18-летного возраста. При этом дети обладают следующими правами: право на жизнь; право на имя; право на гражданство; право свободно выражать свое мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней; право пользоваться благами социального обеспечения; право на образование и т.д.

Необходимо отметить, что Конвенцию о правах ребенка 1989 г. одновременно подписали 193 государства, кроме Вене­суэлы и Соединенных Штатов Америки, которые подписали, но не ратифицировали эту конвенцию. Соединенные Штаты Америки мотивировали свое решение тем, что в различных штатах действует разное законодательство о правах детей. Принятию этой Конвенции способствовала озабоченность ка­чеством подрастающего поколения. Так, по признанию Дет­ского фонда Организации Объединенных Наций «сегодняш­ние условия жизни формируют завтрашние возможности». Более того, в международном сообществе возникла идея необ­ходимости защиты прав детей, поскольку реальность застав­ляет задуматься, в каком направлении будет развиваться че­ловеческое общество и как сберечь его от гибели, деградации, вырождения.

В рамках Организации Объединенных Наций действует Комитет по правам ребенка, который является органом неза­висимых экспертов, наблюдающих за выполнением государ­ствами Конвенции о правах ребенка 1989 г., а также Факульта­тивного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.12, Факульта­тивного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающего­ся торговли детьми, детской проституции и детской порногра­фии 2000 г., а также Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений 2011 г., который закрепляет право детей обращаться в Комитет по правам ребенка с жалобами на нарушения их прав.

Следует отметить, что в силу Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г., государства должны при­нимать все возможные меры для того, чтобы дети не прини­мали участия в военных действиях. В случае призыва детей на службу в армию должны соблюдаться следующие гарантии их прав: добровольный характер призыва; осознанное согласие родителей или законных опекунов детей; информирование детей об обязанностях, связанных с несением военной службы и т.д. Государства должны принимать все возможные меры в целях предупреждения вербовки детей для использования их в военных действиях, включая принятие правовых мер, необ­ходимых для запрещения такой практики.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребен­ка, касающийся торговли детьми, детской проституции и дет­ской порнографии 2000 г. запретил торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. При этом под торгов­лей детьми понимаются любые акты или сделки, посредством которых дети передаются за вознаграждения или любые иные возмещения. Детская проституция означает использование де­тей в деятельности сексуального характера за вознаграждения или любые иные формы возмещения. Детская порнография означает любые изображения, какими бы то ни было сред­ствами детей, совершающих реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любые изображения половых органов детей главным образом в сексуальных целях.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений 2011 г. закрепил положения о том, что Комитет по правам ребенка уполномочен рас­сматривать сообщения о нарушениях прав детей. Комитет по правам ребенка принимает правила процедур, которые долж­ны соблюдаться при рассмотрении сообщений о нарушении прав детей. Комитет по правам ребенка должен включать в свои правила процедур гарантии, призванные не допустить манипуляцию детьми со стороны тех, кто действует от их имени, и может отказать в рассмотрении любого сообщения, которое, по его мнению, не отвечает обеспечению наилучших интересов детей.

Государства должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, находящиеся под их юрисдикцией, не подвергались каким-либо нарушениям их прав, жестокому обращению или запугиванию вследствие на­правления сообщений или сотрудничества с Комитетом по правам ребенка.

Сообщения о нарушении прав детей могут представлять­ся в Комитет по правам ребенка лицами, которые утвержда­ют, что нарушены права детей, закрепленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г., и Факультативных протоколах к нему. Комитет не принимает сообщения о нарушениях прав детей в случаях, если: сообщения являются анонимными; сообщения не изложены в письменном виде; эти же вопросы уже рассма­тривались Комитетом по правам ребенка; не были исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты; сообще­ния явно беспочвенны или недостаточно обоснованы и т.д.

Следует отметить, что государства обязаны регулярно предоставлять Комитету по правам ребенка доклады о реали­зации прав детей на своей территории. Государства должны предоставить первоначальные доклады через два года после присоединения к Конвенции о правах ребенка 1989 г., а затем периодические доклады каждые пять лет. Комитет по правам ребенка изучает доклады и передает государствам свои ком­ментарии в виде «заключительных замечаний».

Комитет по правам ребенка также изучает первоначаль­ные доклады, которые должны предоставить государства, при­соединившиеся к Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающимся участия детей в воору­женных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

В скором будущем Комитет по правам ребенка будет иметь право рассматривать индивидуальные жалобы детей. В настоящее же время обращения о случаях нарушения прав детей могут направляться в другие комитеты, обладающие правом рассматривать индивидуальные жалобы.

В эпоху глобализации количество браков с участием ино­странных граждан стремительно растет. Иногда такие браки распадаются, и возникает проблема общения обоих роди­телей с детьми, которая не всегда решается по соглашению сторон. Поэтому всё чаще при возникновении споров о детях между родителями приходится учитывать законодательство различных государств, участвующих в спорах о детях, которое может существенно отличаться. В настоящее время Россия является участницей ряда международных соглашений, ре­гулирующих семейные отношения, в частности, Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (Конвенция о международном похищении де­тей 1980 г.) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г. (Кон­венция о защите детей 1996 г.).

Представляется, что анализ положений Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и Конвенции о за­щите детей 1996 г. представляет интерес для органов государ­ственной власти, специалистов в области семейного права и родителей, которые на практике столкнулись с ситуациями международного похищения детей. В связи с этим представ­ляется целесообразным провести сравнительный анализ Кон­венции о международном похищении детей 1980 г. и Конвен­ции о защите детей 1996 г.

Прежде всего, необходимо отметить, что эти конвенции являются новыми для России. Так, Конвенция о международ­ном похищении детей 1980 г. вступила в силу для России 1 октября 2011 г., а Конвенция о защите детей 1996 г. - 1 июня 2013 г. Ратификация этих конвенций стала важным шагом к использованию универсального механизма, обеспечивающего регулирование на международном уровне семейных отноше­ний с участием граждан различных государств.

В настоящее время в Конвенции о международном по­хищении детей 1980 г. участвует более 90 стран, и она считает­ся одним из наиболее успешных документов, регулирующих правовое положение детей. В частности, Конвенция о между­народном похищении детей 1980 г. позволяет не только вер­нуть детей, неправомерно увезенных в другие государства, но и предупредить возможные нарушения их прав. Целями Кон­венции является предотвращение незаконных перемещений детей из одних стран в другие, возвращение незаконно переме­щенных и удерживаемых детей лицам, являющимся их закон­ными представителями, обеспечение реализации прав опеки и доступа. При этом под опекой понимается право заботиться о детях и право определять их место жительства. Право досту­па включает право забирать детей на ограниченный период времени в иные места, чем места их постоянного проживания.

Конвенция о международном похищении детей 1980 г. за­крепляет обстоятельства, которые указывают на незаконность перемещения или удержания детей. Так, в силу ст. 3 Конвен­ции о международном похищении детей 1980 г. перемещения или удержания детей рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушениями прав опеки и во время перемещения или удержания права опеки осуществлялись или могли осуществляться.

Незаконное перемещение детей, как правило, связано с насильственным изъятием детей из привычной среды, что не­избежно их травмирует. В связи с этим Конвенция о междуна­родном похищении детей 1980 г. предусматривает положение о незамедлительном возвращении детей. Для этого в шести­недельный срок с момента, когда стало известно о незаконном перемещении или удержании детей, возможно осуществле­ние оперативных действий. При этом процедуры по возвра­щению детей должны быть начаты до истечения годичного срока с момента незаконного перемещения детей.

Для имплементации положений Конвенции о междуна­родном похищении детей 1980 г. был принят Федеральный за­кон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные акты Российской Федерации в связи с присоединением к

Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»17 (ФЗ от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ).

В связи со спецификой и сложностью дел о похищении детей ФЗ от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ дополнил ГПК РФ Главой

22.2   «Производство по рассмотрению заявлений о возвраще­нии ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации», посвященной процедуре рассмотрения дел на основании Конвенции о международном похищении детей 1980 г.

Глава 22.2 ГПК РФ предусмотрела следующие положе­ния о возвращении детей и об осуществлении в отношении них прав доступа на основании международных договоров Российской Федерации: порядок подачи заявлений о возвра­щении детей или об осуществлении в отношении детей прав доступа; порядок рассмотрения заявлений о возвращении де­тей или об осуществлении прав доступа; рассмотрение заявле­ний о возвращении детей или об осуществлении прав доступа; фоки подачи апелляционных жалоб на решения судов по де­лам о возвращении детей или об осуществлении прав доступа и срок рассмотрения дел в судах апелляционной инстанции.

Глава 22.2 ГПК РФ закрепила положения о российских судах, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о возвращении незаконно перемещенных в Российскую Федера­цию или удерживаемых в Российской Федерации детей или об осуществлении в отношении таких детей прав доступа на основании международных договоров Российской Федерации. Заявления по таким делам должны подаваться в суды роди­телями или иными лицами, полагающими, что нарушены их права опеки или права доступа. Если места пребывания детей на территории Российской Федерации неизвестны, то заявле­ния о возвращении детей или об осуществлении прав доступа должны подаваться в суды по последнему известному месту пребывания детей в Российской Федерации или по последне­му известному месту жительства ответчиков в Российской Фе­дерации. В случае изменения места пребывания детей, заявле­ния об их возвращении или об осуществлении прав доступа подлежат рассмотрению судами, которые приняли заявления к своему производству.

В отношении сроков подачи апелляционных жалоб Глава

22.2    ГПК РФ закрепляет ряд положений. Так, апелляционные жалобы, представленные на решения судов по делам о воз­вращении детей или об осуществлении прав доступа, могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решений судов в окончательной форме. Поступившие по апелляцион­ным жалобам дела о возвращении детей или об осуществле­нии прав доступа рассматриваются в сроки, не превышающие одного месяца со дня их поступления в суды апелляционных инстанций.

Признаком противоправного похищения детей является нарушение фактически осуществляемых прав опеки. Однако на практике встречаются спорные ситуации. К примеру, воз­можен отказ одного из родителей добровольно вернуть детей. В некоторых случаях допускается отказ от возвращения детей, к примеру, в случаях, если имеется серьезный риск того, что возвращение детей создаст угрозу причинения им физическо­го или психологического вреда или иным образом поставит их в невыносимые условия.

Суды также могут отказать в возврате детей, если они придут к выводу о том, что дети возражают против их воз­вращения, и они уже достигли такого возраста и степени зре­лости, при которых следует принять во внимание их мнение. При этом надо помнить, что Конвенция о международном по­хищении детей 1980 г. распространяется на детей в возрасте до 16 лет.

Для реализации положений Конвенции о международ­ном похищении детей 1980 г. в странах учреждаются цен­тральные органы, которые оказывают содействие заявителям. Согласно ст. 7 Конвенции о международном похищении детей 1980 г. центральные органы государств сотрудничают друг с другом и способствуют сотрудничеству между компетентны­ми органами государств для того, чтобы обеспечивать немед­ленное возвращение детей и достижение других целей.

В частности, они принимают следующие меры: для об­наружения местонахождения детей, которые были незаконно перемещены или удержаны; для предотвращения дополни­тельного вреда детям или ущерба заинтересованным сторо­нам; для гарантирования добровольного возвращения детей; для облегчения мирного решения спорных вопросов; для об­мена информацией относительно социального положения детей; для предоставления информации общего характера о законодательстве государств и т.д.

При этом согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, от­правляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» Министерство образования и науки Российской Фе­дерации является центральным органом, выполняющим обя­занности, возложенные на центральные органы Конвенцией о международном похищении детей 1980 г.

В отношении Конвенции о защите детей 1996 г. необхо­димо иметь в виду, что целями Конвенции являются: опреде­ление государств, органы которых обладают юрисдикцией по принятию мер, направленных на защиту личности или иму­щества детей; определение права, подлежащего применению судами; обеспечение признания и исполнения мер защиты; установление сотрудничества между уполномоченными орга­нами государств.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите детей 1996 г. меры, направленные на защиту личности или имущества детей, мо­гут касаться: возникновения, осуществления, прекращения или ограничения родительской ответственности; прав опеки, включая права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, права определять место проживания детей, а так­же прав доступа; опекунства, попечительства и аналогичных институтов; назначения и функций любых лиц или органов, несущих ответственность за личность или имущество детей; помещения детей в приемные семьи или организации для детей, оставшихся без попечения родителей; контроля со сто­роны компетентных государственных органов за надлежащим уходом за детьми; управления, распоряжения имуществом детей и т.д.

Конвенция о защите детей 1996 г. применяется к детям с момента их рождения и до достижения ими восемнадцати­летнего возраста. Конвенция о защите детей 1996 г. не приме­няется к установлению или оспариванию родства между ро­дителями и детьми; решениям об усыновлении; фамилии и имени детей; эмансипации; обязательствам по содержанию; доверительному управлению имуществом или наследованию; социальному обеспечению и т.д.

Полномочиями принимать меры, направленные на за­щиту личности или имущества детей, обладают суды места обычного проживания детей. В случаях изменения мест обыч­ного проживания детей юрисдикцией обладают органы госу­дарств нового места проживания детей.

Для реализации положений Конвенции о защите детей 1996 г. государства назначают центральные органы, которые принимают все необходимые меры для того, чтобы: способ­ствовать, путем посредничества, примирительных процедур или подобных средств, принятию согласованных решений для защиты личности или имущества детей; оказывать содействие в обнаружении местонахождения детей, если имеются основа­ния полагать, что дети могут находиться и нуждаться в защите.

По Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1169 «О центральном органе, исполняющем обязанно­сти, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, при­менимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей», Министерство образования и науки Российской Фе­дерации является центральным органом, исполняющим обя­занности, возложенные на центральный орган Конвенцией о защите детей 1996 г.

Несмотря на то, что Конвенция о международном похи­щении детей 1980 г. и Конвенция о защите детей 1996 г. фор­мально являются независимыми документами, при неправо­мерных похищениях детей у родителей есть право выбора между этими Конвенциями.

Для Конвенции о международном похищении детей 1980 г. предусмотрены ускоренные процедуры рассмотрения дел. Для Конвенции о защите детей 1996 г. предусмотрены обыч­ные процедуры и сроки рассмотрения дел. Практика показы­вает, что применение Конвенции о защите детей 1996 г. зани­мает более длительное время.

Возраст детей, к которым применяются Конвенции, раз­личен. Так, Конвенция о международном похищении детей 1980 г. распространяется на детей до 16 лет, а Конвенции о за­щите детей 1996 г. применяется в отношении детей до дости­жения ими возраста 18 лет.

Решающее значение для Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и для Конвенции о защите детей 1996 г. имеет место обычного проживания детей. Гражданство де­тей не имеет значения.

Конвенция о защите детей 1996 г. позволяет при опре­деленных обстоятельствах судам отказывать в возвращении детей. Так, согласно ст. 23 Конвенции о защите детей 1996 г. в возвращении детей может быть отказано в следующих слу­чаях: если меры были приняты судами, которые не обладали юрисдикцией по рассмотрению таких дел; если меры были приняты в ходе судебных процессов, без предоставления де­тям возможности быть выслушанными; по требованию любых лиц, заявляющих, что эти меры нарушают их родительскую ответственность; если такое признание явно противоречит пу­бличному порядку запрашиваемых государств, принимая во внимание наилучшие интересы детей; если меры несовмести­мы с последней мерой, принятой в государстве места обычно­го проживания детей и т. д.

Важным международно-правовым документом, регули­рующим права детей, является принятая в 1990 г. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, которая обозначила ряд важных проблем в сфере международно-правового положения детей.

В частности, каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Они подвергаются страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрес­сии, иностранной оккупации и аннексии, будучи беженцами и перемещенными детьми и т.д. Каждый день миллионы де­тей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса - от голода и отсутствия домов, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Ежедневно 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от приоб­ретенного синдрома иммунодефицита, от отсутствия чистой воды и плохих санитарных условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании.

Благополучие детей требует мер политического характе­ра на самом высоком уровне. Государства должны постоянно уделять первостепенное внимание правам детей, их выжива­нию, защите и развитию. Это также обеспечит благополучие всех стран и народов.

25 января 1996 г. была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей21, которая закрепила положения о мерах по обеспечению осуществления прав детей. В частности, детям, которые в соответствии с внутренним законодатель­ством государств рассматриваются как имеющие достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагива­ющего их интересы, должны быть предоставлены следующие права: право быть проконсультированными и выражать свои мнения; право быть информированными о возможных по­следствиях, связанных с этими мнениями и о возможных по­следствиях любых решений.

Дети имеют право обращаться лично, либо через других лиц с ходатайствами о назначении в процессе судопроизвод­ства, затрагивающего их интересы, специальных представите­лей в случаях, когда внутреннее право лишает носителей ро­дительской ответственности возможности представлять детей в результате столкновения собственных интересов с их инте­ресами.

В процессе судопроизводства дети обладают следующи­ми процессуальными правами: право обращаться с ходатай­ствами об оказании им, помощи с тем, чтобы помочь им выра­зить свое мнение; право обратиться лично, либо через других лиц, либо через другие органы с ходатайствами о назначении независимых представителей; право обратиться с ходатайства­ми о назначении своих собственных представителей; право осуществлять полностью или частично правомочия сторон в судопроизводстве.

Следующим важным международно-правовым докумен­том в области прав детей является принятая 8 сентября 2000 г. Декларация тысячелетия Организации Объединенных На­ций, которая закрепила ряд важных положений, касающихся прав детей. Так, мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая фор­ма правления, основанная на широком участии и воле народа.

Государства должны приложить все усилия к тому, чтобы избавить детей от унижающей человеческое достоинство край­ней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынужде­ны жить многие дети. Государствам следует быть привержен­ными тому, чтобы превратить право на развитие в реальность для детей и избавить их от нужды, добиться снижения смертности среди детей, предоставлять особую помощь детям, ли­шившимся родителей из-за вируса иммунодефицита челове­ка или синдрома приобретённого иммунного дефицита.

Государствам надо стремиться избавить детей от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорче­на деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей. Государствам следует приложить все усилия к тому, чтобы детям, которые испытывают наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрез­вычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяче­ская помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни. Поэтому необходимо расширять и укреплять деятельность по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных ситуациях в соответствии с между­народным гуманитарным правом; поощрять ратификацию и полное осуществление Конвенции о правах ребенка 1989 г. и факультативных протоколов к ней, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской про­ституции и детской порнографии.

Следует отметить, что в современном мире все большую актуальность приобретает проблема торговли детьми в целях подневольного домашнего труда. Эксплуатация детей внутри частных домашних хозяйств носит скрытый характер. Дети вербуются и эксплуатируются при исполнении работ и услуг по дому под угрозами применения физического или психо­логического насилия или принуждения. Поэтому в совре­менных условиях, несмотря на принятие целого ряда между­народно-правовых документов, многие вопросы прав детей в условиях сложившегося мирового порядка остаются открыты­ми и требуют дальнейших исследований.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика