Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль международно-правового регулирования оборота продукции военного назначения в системе международного права
Научные статьи
16.05.17 10:54

Серов И.Б.

Процесс становления международно-правового регули­рования оборота продукции военного назначения (ПВН) исто­рически складывался трудно. До образования ООН это было связано, главным образом, с введением запретов и ограниче­ний на использование отдельных категорий оружия. После образования ООН они играли полезную роль в поддержании мира и безопасности после окончания Второй мировой вой­ны, и большинство из них действовали в рамках права между­народной безопасности.

В данном контексте следует расценивать и принятие Резо­люции Генеральной Ассамблеи ООН 3093 от 10 октября 1980 г., на основании которой была принята Конвенция о запреще­нии или ограничении применения конкретных видов обычно­го оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Конвенция содержит пять дополнительных Протоколов:

-       «О не обнаруживаемых осколках» (Протокол I);

-      «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» (Протокол II);

-      «О запрещении или ограничении применения зажига­тельного оружия» (Протокол III);

-       «Об ослепляющем лазерном оружии» (Протокол IV);

-       «По взрывоопасным пережиткам войны» (Протокол V)1.

В Протоколах даны, в частности, определения: «мина»,

«дистанционно устанавливаемая мина», «противопехотная мина», «мина-ловушка».

В рамках права международной безопасности также были введены ряд запретов на оборот оружия массового унич­тожения. В 1968 году открыт для подписания Договор о нерас­пространении ядерного оружия; в 1972 году принята Конвен­ция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного примене­ния химического оружия и его уничтожении.

В целом же оборот ПВН до образования ООН и в годы хо­лодной войны никак не лимитировался, хотя и предпринима­лись попытки установить единые критерии международных поставок вооружений.

Полезную роль в данном вопросе сыграло принятое на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году опреде­ление агрессии (Резолюция 3314), согласно которому любые поставки оружия государству-агрессору должны быть прекра­щены.

В доктрине отмечается недостаточность этого условия, которое должно быть дополнено признанием необходимости содействовать полному удовлетворению потребностей госу­дарства - жертвы агрессии в том, чтобы дать нападающей сто­роне быстрый и эффективный отпор. Роль продолжения по­ставок оружия государству - жертве агрессии в данном случае не требует объяснений.

Однако попытки добиться хотя бы определения единых критериев поставки оружия были обречены на неудачу вслед­ствие дисбаланса сил в мире и, в значительной мере, в связи с противостоянием СССР и США.

В 90-е гг. акцент в выработке указанных единых критериев изменился в направлении усиления прозрачности продаж. В рамках данного направления был разработан ряд междуна­родных режимов по контролю за оборотом отдельных кате­горий оружия. Однако в целом такая позиция тоже оказалась тупиковой в связи с отсутствием обязательных механизмов контроля и отказом многих государств от предоставления со­ответствующих отчетов на добровольных началах.

На сегодняшний день можно говорить, что международ­но-правовое регулирование оборота ПВН возможно лишь по отдельным вопросам, где интересы конкретных государств в рамках международной системы совпадают.

Основные задачи международно-правового регулирова­ния в исследуемой сфере заключаются в упорядочении поряд­ка передачи и перемещения ПВН, в том числе, установлении ограничений или запретов на распространение отдельных видов ПВН, реализация которых осуществляется через наци­ональные механизмы экспортного контроля.

При этом основным источником международного права в данной сфере являются международные договоры, которые необходимо отличать от контрактов между государствами на поставки продукции военного назначения. Последние уста­навливают конкретные обязательства частного порядка между субъектами возникающих правоотношений и не выступают в качестве источника международного права.

Система международно-правового регулирования в дан­ной сфере представлена рядом международных договоров, предусматривающих обязательства государств по ограниче­нию передачи продукции третьим странам, а также ответ­ственность за несоблюдение принятых обязательств.

Решающая роль в этом плане отведена международному контролю, как «основанной на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельности субъектов международного права или созданных ими органов, заключающейся в проверке соблюдения международно-пра­вовых обязательств и в принятии мер по их выполнению».

В рамках международного права можно выделить две об­ласти правового воздействия на оборот ПВН.

Первая заключается в установлении ограничений и за­претов на оборот отдельных категорий обычных вооружений. Цель введения подобных ограничений и запретов может быть обусловлена гуманитарными соображениями либо интереса­ми поддержания мира и безопасности. Соответственно, они регулируются такими отраслями международного права как гуманитарное право и право международной безопасности.

Большинство международных договоров в рассматривае­мой сфере распространяются лишь на такие категории ору­жия, быстрое увеличение которых представляет более высо­кую угрозу для безопасности государств, чем распространение обычных видов вооружений.

Основная цель в рамках данного направления заключа­ется в том, чтобы предотвратить на международном уровне потенциальную угрозу международной безопасности посред­ством введения универсальных запретов на распространение отдельных видов оружия.

Основополагающим принципом, на котором строится такая система является принцип воздержания от угрозы си­лой или ее применения.

В международном праве можно выделить следующие критерии в отношении оружия, запрещенного к применению:

-       способность наносить чрезмерные повреждения;

-       способность причинять излишние страдания;

-      неизбирательный характер нанесения ущерба и повреждений;

-      способность причинять обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Соответственно, оборот оружия, характеризующегося данными признаками, противоречит нормам международно­го права.

Основными международно-правовыми режимами здесь выступают режимы: разоружения, сокращения и ограниче­ния вооружений, в том числе международный режим нерас­пространения ядерного оружия и других видов оружия мас­сового поражения; режим запрета разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического), химического и токсинного оружия и их уничтожении.

Установление ограничений и запретов на поставки от­дельных видов оружия не предполагает тотального запрета на осуществление поставок иных категорий оружия. Допу­стимость оборота ПВН в целом соответствует основным прин­ципам международного права, в том числе неотъемлемому праву государств на индивидуальную и коллективную само­оборону в случае вооруженного нападения (ст. 51 Устава ООН опирается на это естественное право).

Вторая область международно-правового регулирования в данной сфере направлена на упорядочение экономических отношений между субъектами международного права по по­воду поставок и перемещения разрешенного к обороту ору­жия, вооружений, военной техники и охватывается сферой международного экономического права.

Для данной сферы принципиально важны следующие моменты. Во-первых, поскольку отношения в области оборо­та оружием между государствами относятся к сфере регули­ровании международного экономического права, на них рас­пространяются принципы международного экономического права: развитие международных экономических и научно-тех­нических отношений между государствами, принцип эконо­мической не дискриминации, принцип свободы форм орга­низации внешнеэкономических связей и т.д.

Во-вторых, наибольшее значение для регулирования дан­ных отношений имеют нормы регионального характера, во многом в силу того, что процесс выработки универсальных принципов и норм международного права в данной области происходит слишком медленно.

Международные договоры в данной сфере могут быть классифицированы по различным основаниям: содержанию, количеству сторон, сфере и времени действия, объекту.

Так, с точки зрения содержания договоров представляет­ся возможным выделить:

-       договоры, регулирующие оборот ПВН в целом;

-      договоры, которые затрагивают отдельные вопросы в сфере оборота ПВН, либо регулируют порядок оборота от­дельных категорий оружия, либо оборот ПВН на отдельных территориях;

-      договоры, конкретно предусматривающие создание орга­низаций (межправительственных либо неправительственных), деятельность которых связана с контролем за оборотом ПВН.

К первой группе можно отнести Международный дого­вор о торговле оружием (МДТО) 2013 года, устанавливающий общие международные стандарты в отношении импорта и экспорта обычных вооружений. До принятия этого Договора в данной сфере отсутствовали открытые договоры универсаль­ного характера. А другие либо ограничивались кругом участ­ников, либо устанавливали режимы оборота лишь в отноше­нии отдельных категорий оружия.

МДТО не вводит систему тотального запретов на постав­ки обычных вооружений, определяя лишь общие подходы к осуществлению их экспорта и импорта.

Примером договора второй группы может служить Евро­пейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года.

К третьей группе можно отнести акты, связанные с соз­данием и функционированием специальных международных организаций, обеспечивающих контроль за нераспростране­нием отдельных категорий оружия.

По количеству сторон можно выделить двусторонние и многосторонние договоры. В рассматриваемой области боль­шинство международных договоров являются двусторонни­ми, между отдельными государствами.

Среди многосторонних договоров следует выделить дого­воры с ограниченным числом участников (закрытые договоры) и общие договоры. К последним относятся указанные выше МТДО 2013г. и Европейская конвенция о контроле 1978г.

По предметному содержанию рассматриваемые дого­воры разделяются на: экономические, в которых содержатся нормы общего порядка, рассчитанные на длительное и не­однократное применение (общенормативные договоры); дого­воры, содержащие конкретные обязательства сторон (оказать содействие в строительстве определенных объектов, осуще­ствить научно-техническую помощь и т.п.).

В данной сфере к общенормативным договорам можно отнести, во - первых, торговые договоры в сфере оборота ору­жия, соглашения об организации поставок оружия и обмена вооружениями; во - вторых, соглашения в сфере военно-тех­нического сотрудничества.

Торговые договоры в данной сфере определяют общие принципы торгово-экономических отношений между госу­дарствами, в том числе порядок экспорта, импорта оружия, таможенное обложение, транзит. Такие договоры создают меж­дународно-правовую базу для регулирования экономических от­ношений между государствами, связанных с оборотом оружия.

Соглашения об организации поставок оружия заклю­чаются между правительствами государств и устанавливают перечень и объемы товаров, которые одно государство плани­рует поставить другому государству в течение определенного периода.

Соглашения о военно-техническом сотрудничестве регу­лируют взаимоотношения государств, связанные с производ­ством, передачей ПВН, обменом информацией, научными знаниями и техническими наработками в области производ­ства оружия. При этом следует учитывать определенное раз­личие между межгосударственными, межправительственны­ми и межведомственными договорами, что легко вывести из их сравнения по Закону о международных договорах Россий­ской Федерации.

Вторым основным источником международного права в данной сфере является международный обычай, который, по­мимо основной регулятивной функции, выполняет несколько вспомогательных функций.

Во-первых, он способен заполнять пробелы при регули­ровании отношений между государствами в отсутствии соот­ветствующих норм международного договора.

Во-вторых, международный обычай способен формиро­ваться и подвергаться более оперативным изменениям в за­висимости от потребностей общества и практики государств.

Для формирования обычая не требуется, чтобы он при­знавался всеми без исключения государствами. В связи с этим возникает проблема, в какой мере уклонение от данной прак­тики со стороны государств носит характер протеста против применения данной практики другими государствами и мо­жет повлиять на признание практики в качестве обычая.

На наш взгляд, при оценке того, является ли конкретная практика обычаем, необходимо, чтобы такая практика была признана большинством государств в качестве обязательного правила, соответствует основным принципам международно­го права и способна оказывать регулятивное воздействие на конкретную группу отношений.

В таком случае отсутствие четко выраженной со стороны отдельных государств практики вовсе не означает того, что они выступают противниками признания данной практики в каче­стве обычая, согласие на применение которого может быть вы­ражено путем совершения фактических действий, либо в виде молчаливого согласия.

Не следует противопоставлять международный обычай и международный договор по рассматриваемой проблематике. Ре­гулятивное значение обычно-правовых норм в сфере оборота ПВН проявляется в условиях отсутствия международного договора, в котором установлены основные принципы международно-пра­вового регулирования. Фактически большинство действующих принципов, на которых базируется международно-правовое регу­лирование оборота ПВН, существуют в форме обычая.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика