Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Итоги, проблемы и перспективы реализации государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Саратовской области)
12.07.17 11:05
ГУРЬЕВ Вячеслав Владимирович
кандидат экономических наук, первый заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове

ЗЕЛЕПУКИН Алексей Анатольевич
кандидат юридических наук, заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове

Реализация Государственной программы оказания содей­ствия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является важ­нейшей составной частью государственной политики в отно­шении соотечественников и миграционной политики Россий­ской Федерации в целом.

Данный тезис находит свое выражение в положениях Концепции государственной миграционной политики Рос­сийской Федерации, где среди основных задач выделяется создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественни­ков, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных кате­горий иностранных граждан, а также содействие их адаптации и интеграции.

В соответствии с российским законодательством соотече­ственниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относя­щиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

-      лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие граж­данство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

-      выходцы (эмигранты) из Российского государства, Рос­сийской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

На эту категорию лиц и направлены основные систем­ные усилия государства по адаптации и интеграции в при­нимающее сообщество, включающие получение возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего прожи­вания, работы, обучения с учетом социально-экономиче­ского положения субъектов Российской Федерации, объ­емов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения. И это не случайно, так как воспитанные в традициях российской культуры и вла­деющие русским языком соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и интеграции в принимающее сообщество.

Кроме того, реализация Государственной программы пе­реселения соотечественников уже давно и прочно заняла свое место в системе мер, направленных на стабилизацию демогра­фической ситуации в России и ее регионах.

Все вышесказанное прямо применимо к Саратовской об­ласти, где Государственная программа переселения реализу­ется с июня 2010 года и в настоящее время в регионе действует уже третья ее модель.

Основной целью региональной программы является не только стимулирование процесса добровольного переселения в Саратовскую область соотечественников на основе создания на территории области необходимых условий для их прожи­вания и трудоустройства с целью улучшения демографиче­ской ситуации, но и обеспечение возрастающих потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров. Постановка данной цели предполагает увеличение миграци­онного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение доли молодежи среди прибывающих соотечественников; закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и

интеграции; организация информационного сопровождения процесса переселения соотечественников.

Следует отметить, что на текущий момент намеченные цели нашим регионом достигнуты. Так, с 2010 года в область въехало более 13 тысяч участников программы и членов их се­мей. Это - молодые (средний возраст 32 года) экономически активные люди, с высшим и средним специальным или тех­ническим образованием (более 80%), опытом работы, уважа­ющие нашу культуру и традиции. 89% из них - русские, укра­инцы, белорусы; 5% - татары; 6% - армяне, казахи, корейцы, узбеки и другие.

В связи с высокой эффективностью реализации Госу­дарственной программы, область первой из регионов России инициировала разработку и принятие новой программы пе­реселения, которая была одобрена Правительством России и утверждена на областном уровне 26 июля 2013 г.

Считаем, что миграционная привлекательность нашего региона для соотечественников объясняется рядом факторов:

Во-первых, территорией вселения соотечественников яв­ляется вся Саратовская область.

Во-вторых, участники Государственной программы име­ют возможность выбрать для трудоустройства все вакансии (более 20 тыс.), имеющиеся в банке данных территорий вселе­ния, на момент их прибытия в регион.

В-третьих, немаловажен тот факт, что в последние годы в Саратовской области отмечается самая низкая в ПФО стои­мость минимального набора потребительской корзины. Так, например, в начале текущего года стоимость минимального набора продуктов в Саратовской области составляла 2997 руб., в Приволжском федеральном округе - 3420 руб., в целом по Российской Федерации - 3827 руб..

Кроме того, привлекательность региона характеризуется и большим количеством ВУЗов, находящихся в областном цен­тре и широко привлекающих иностранных студентов. Так, по данным УФМС России по Саратовской области на миграцион­ный учет по состоянию на 01.01.2016 г. было поставлено более 6500 иностранных граждан, прибывших с целью учебы[1].

В действующей сегодня редакции региональной про­граммы переселения соотечественников, рассчитанной на 2016-2020 гг. заявлена достаточно высокая планка: принимать ежегодно до 2500 соотечественников и тем самым компенсиро­вать года естественной убыли населения области.

Реализация соответствующей программы Саратовской области в 2013-2015 годах показала, что достижение этих по­казателей вполне реально.

В 2013-2015 гг. в УФМС России по Саратовской области поступило более 6000 заявлений от соотечественников (на 13,5 тысяч человек, включая членов семьи). Пик заявлений об уча­стии в Программе пришелся на конец 2014 г. в связи с массо­вым прибытием на территорию региона граждан Украины, в связи с политической обстановкой в экстренном порядке по­кинувших территорию Украины, получивших временное убе­жище и размещенных в 58 пунктах временного размещения.

В этот же период в область прибыли 8000 соотечествен­ников, из них, почти 5000 в 2015 году. Таким образом, область продолжает занимать лидирующее место по количеству при­бывших соотечественников среди регионов Приволжского фе­дерального округа, участвующих в реализации программы.

Анализ статистических данных, проведенный авторами, показывает, что наибольшее количество участников програм­мы въехало в Саратовскую область из Украины (45%), Казах­стана (25%), Узбекистана (23%) и других стран (7%).

Среди прибывших соотечественников 67% находится в трудоспособном возрасте, при этом 64% из них трудоустрое­но. 27% составляют несовершеннолетние дети, 6% лица пен­сионного возраста. Таким образом, средний возраст соотече­ственников составил - 30 лет.

В собственном жилье обустроились всего 12%, остальные снимают жилье - 80% или проживают в общежитии - 8%. 63% среди соотечественников имеют среднее профессиональное (специальное) и высшее образование.

При этом, только в период 2013-2015 г.г. за счет федераль­ного бюджета соотечественникам было выплачено более 85 млн. руб., включая на выплату единовременного пособия на обустройство, компенсацию транспортных расходов и расхо­дов на уплату государственной пошлины.

Говоря о безусловных положительных результатах реа­лизации Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соот­ечественников, проживающих за рубежом, следует отметить и возможные негативные риски для принимающего сообще­ства. Прежде всего, это обособление переселенцев и создание замкнутых этносоциальных групп (землячеств). Данный риск связан с навязыванием своего мировоззрения (устоев, нравов, обычаев.). Это чревато, как минимум, оказанием давления на местное население и, как максимум, ростом преступности в данной местности. Проблема обусловлена тем фактом, что для переселенцев в Саратовскую область территорией расселения определена вся Саратовская область. Переселенцы сами опре­деляют и выбирают место расселения. С одной стороны, это является стимулирующим фактором повышения численности переселившихся в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом. С другой стороны, чрезмерное сокращение дефицита трудовых ресурсов в отдельных мест­ностях Саратовской области приводит к росту безработицы среди местных жителей. Это также довольно часто сопрово­ждается проблемой предоставления переселенцам лучших условий и социальных гарантий по сравнению с коренными жителями региона. Еще одним риском, связанным с реализа­цией данной программы является рост конкуренции на рынке труда и, как следствие - вытеснение с рынка труда местного населения. Итог тот же - рост уровня безработных граждан среди местного населения и формирование негативного отно­шения к мигрантам.

В этой связи нельзя недооценивать эффективность кон­структивного взаимодействия государственных органов, ре­ализующих программу переселения соотечественников с институтами гражданского общества и средствами массовой информации по разъяснению целей и задач программы среди местного населения для формирования толерантного отноше­ния к соотечественникам.

Для эффективной реализации программы, на наш взгляд, следует внести изменение в следующую редакцию программы относительно разумного распределения въезжающих по тер­ритории Саратовской области, с определением приоритетов расселения в места с реализацией инновационных проектов и реальным дефицитом трудовых ресурсов. Кроме того, с пози­ции авторов, важно обеспечить на местах механизм создания одинаковых условий и требований для въезжающих и мест­ных жителей, как при оказании содействия в прохождении профессионального обучения или получении дополнительно­го профессионального образования, в том числе в другой мест­ности Саратовской области, так и при трудоустройстве. Пола­гаем, что реализация предложенных мероприятий повысит эффективность реализации Государственной программы ока­зания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на территории Саратовской области.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика