Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Арктическое сотрудничество Китая со странами Северной Европы
12.07.17 11:43
ПОГОДИН Сергей Николаевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Международные отношения», Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

ВАН Цзюньтао
старший преподаватель кафедры «Международные отношения», Гуманитарный институт Санкт- Петербургского политехнического университета Петра Великого

Страны Северной Европы в основном поддерживают ар­ктические амбиции Китая. Связано это с тем, что эта группа стран не имеет лидирующих позиций в арктическом регионе, а потому нуждается в сильной экономической и финансовой поддержке Китая для повышения своего арктического стату­са. Именно эта группа стран лоббировала интересы Китая при его вступлении в Арктический совет. Наибольшую под­держку сегодня Китаю в Арктике оказывают Исландии и Грен­ландия.

Норвегия является одним из основных «владельцев» богатств арктического региона. Поэтому Норвегия сделала арктическое развитие приоритетным в своем политико-эко­номическом развитии. По словам премьер-министр Норве­гии Эрна Зольберга, «Арктика меняется быстро. Это будет самой важной областью нашей внешней политики. Измене­ние климата подвергает Норвегию давлению». Поэтому не удивительно, что КНР предприняла в последние годы ряд ди­пломатических и экономических шагов, чтобы усилить свои двухсторонние отношения с этой северной страной. Важно подчеркнуть, что именно Норвегия была инициатором при­нятия КНР и ряда других стран в число наблюдателей при Арктическом совете. Об этом, в частности, говорил министр иностранных дел Норвегии, выступая в ходе одного из офи­циальных визитов в Пекин: «Арктика привлекает растущее внимание множества государств по экологическим, экономи­ческим и геополитическим причинам. В этом регионе подни­мается ряд вопросов мирового значения, а также проводятся передовые исследования. Мировые державы, такие как Китай, могли бы сделать весомый вклад в этом регионе».

Однако в 2010 году наступил период резкого охлаждения в отношениях двух стран из-за присуждения Нобелевским ко­митетом Норвегии Премии мира китайскому правозащитни­ку Лю Сяобо, который на момент получения награды отбывал одиннадцатилетний срок тюремного заключения за призывы к политическим реформам в стране. В этот период Норвегия выступила против принятия КНР в качестве наблюдателя в Арктический совет в ответ на прекращение КНР официаль­ных контактов с Норвегией. По словам российского эксперта П.Прохорова, «до того как была присуждена эта премия, Китай и Норвегия очень активно развивали двусторонние отношения. В частности, должен был быть подписан договор о свободной торгов­ле. Он устанавливал беспрецедентно низкие таможенные пошли­ны на товары обеих стран. Причем Норвегия имела преференций больше, чем страны ЕС. Но тут - присуждение Нобелевской пре­мии и соответственно демарш Китая. Пекин уверен, что Нобелев­ский комитет не является независимым органом, а действует в соответствии с внешней политикой Норвегии»

Данный инцидент во взаимоотношениях двух стран ши­роко обсуждался и в Норвегии. По мнению профессора Ин­ститута «Fridtjof Nansen», в Норвегии Олава Шрама Стоке, позиция Норвегии относительно разрешения неарктическим странам занимать посты наблюдателей традиционно была по­ложительной. Намерение наложить вето на принятие Китая в Арктический совет - это исключение из ее политики. Более того, это противоречило интересам самой международной организации: «Многие действия Арктического совета направлены на решение проблем, которые касаются и неарктических стран. Это охрана окружающей среды, изменение климата, токсины, которые попадают в Арктику с юга, судоходство с участием ко­раблей неарктических стран. В интересах арктических стран сде­лать так, чтобы остальные были в курсе действий Арктического Совета, тогда они будут более осведомленными в происходящем в Арктике и будут лучше понимать конкретные проблемы»6. В этом же контексте и размышления заместителя директора центра военных и стратегических исследований Университета в Калгари Р. Хьюба, который считал, что необходимо искать компромисс в политических разногласиях Китая и Норвегии: «Китай бескомпромиссен со всеми, кто контактирует с дисси­дентами. Ему нужно, чтобы с ним считались. Поэтому Норвегии нужно ответить за свои действия. Уже два года Китай пытается стать постоянным наблюдателем Арктического совета. Он стре­мится выполнять важную работу - новаторские исследования, по­исково-спасательные работы. Предпочтительней включить Ки­тай в самом начале. Страна чувствует себя изолированной и не вовлеченной в процесс. Китай задействует огромное количество ре­сурсов для развития возможностей Арктики». В этом же русле и рассуждения проректора Университета штата Аризоны (США) Д.Ф.Саймена: «Члены Арктического совета, как и большинство стран во всем мире, не могут игнорировать Китай, который явля­ется частью новой глобальной системы. Экономика Китая зани­мает второе место. Арктическая зона открывается и лед начина­ет таять, поэтому и Китаю, и Европе нужно водное сообщение».

Тем не менее, в 2013 году Китай получил статус постоян­ного наблюдателя при Арктическом совете и отношения двух стран постепенно стали улучшаться. Наиболее успешно Ки­тай осуществляет научно-исследовательские проекты при уча­стии Норвегии. Так, китайская арктическая станция находится в Нью-Олесунде - на островах Свалборда, которые находятся севернее Норвегии. Этот объект занимает площадь около по­ловины квадратного километра и включает современные лабо­ратории и жилые помещения для десятков полярников. А на норвежском Шпицбергене еще в 2004 году появилась первая китайская заполярная научная станция «Хуанхэ» («Желтая река»).

Таким образом, похолодание во взаимоотношениях Ки­тая и Норвегии не могло быть долговременным, поскольку экономические интересы значительно корректируют и снижа­ют накал политических разногласий. Как считает китайский полярный исследователь Ван Чуэнксинг из университета Тон- джи (Шанхай), ни одна страна не надеется получить больше, чем Китай, от «развития морских перевозок в Арктике, по­тому что экономика Китая наполовину зависит от торговли. Развитие Северного морского пути оказало бы неоценимое влияние на нашу экономику. Это около трети оборота Китая с ЕС и США. Открытие Северного морского пути жизненно важно для Китая». В тоже время, как китайские эксперты, так и ряд норвежских предпринимателей критично относят­ся к глобальным перспективам «Северного шелкового пути». Например, в исследовании Полярного научно-исследователь­ского института (КНР) говорится о том, что хотя арктические перевозки будут играть главную роль в будущей мировой тор­говле (предположительно к 2020 году 5-15% торгового оборота Китая — около $500 млрд может осуществляться через Аркти­ку), однако этот маршрут принесет пользу в основном торгов­ле Китая с Европой, но вряд ли это будет сильным толчком для улучшения связей с Африкой и Латинской Америкой. В свою очередь, глава ассоциации норвежских судовладельцев Стерла Хенриксен осторожен в прогнозах: «Маршрут через Арктику от Йокогамы до Гамбурга сократило бы расстояние на 40% по сравнению с Суэцким каналом. Наши прогнозы скромны. В 2013 был 71 коммерческий транзит через полярное море. Сравните это с 18 000 и 14 000 через Суэцкий и Панам­ский каналы соответственно». Еще более негативный прогноз эффективности северных перевозок для КНР дает директор мозгового центра «Арктический маршрут» в Вашингтоне М. Хумперт: «Мы думаем, что будущие перевозки в полярном регионе будут подразумевать, главным образом, сезонную ак­тивность и транспортировку природных ресурсов области на рынки в Восточной Азии. Изменение климата преобразует за­мороженный север в судоходный океан, но Арктика не станет новым Великим шелковым путем для Китая».

Таким образом, взаимоотношения Китая с Норвегией в арктическом регионе можно охарактеризовать как зависимые от политической конъюктуры, не имеющие прямого отношения к данному региону. С одной стороны, Норвегия относится к той группе арктических государств, которые рьяно отстаива­ют свои арктические национальные интересы и в этом контек­сте Китай представляет для Норвегии определенную угрозу, но с другой стороны - Норвегия умело использует «китайскую карту» в конкурентной борьбе со своими арктическими сосе­дями (прежде всего, Россией).

Дания имеет прямое отношение к Арктике благодаря острову Гренландия, однако в последние годы островитяне активно выступают за автономию и даже отделение от Да­нии. Самый большой остров планеты - Гренландию открыл в 875 году исландский викинг Гунбьерн, а в 982 году викинг Эрих Рыжий, удивленный буйной растительностью, назвал его Гренландия или «Зеленая земля». В XI веке население Гренландии приняло христианство. До 1721 года остров при­надлежал Норвегии, а затем перешел под контроль Дании. В 1919 году Дания объявила суверенитет над всей Гренландией, и официально закрепила его решением Постоянной палаты Международного суда Лиги Наций в 1933 году. Суд завершил в ее пользу конфликт с Норвегией, пытавшейся в 1931 году ос­новать в восточной части острова свое колониальное владение «Земля Эрика Рыжего». В 2008 году в результате референдума 75 % гренландцев проголосовали за расширение автономии острова, что в 2009 году было одобрено парламентом Дании на условиях, что первые $ 14 млн от продажи углеводородов, по­ступят в бюджет Гренладии, после чего остров будет отдавать 50 % прибыли Дании в обмен на субсидии ($ 600 млн в год, что соответствует 30 % ВВП Гренландии). Дания обязалась субси­дировать экономику острова до тех пор, пока Гренландия не станет добывать нефть на сумму $ 1,5 млрд в год. Но это все в будущем, а пока большая часть Гренландии - это территория с малоразвитой инфраструктурой: 80 % ее покрыто льдом, до­рог почти нет. В столице Нууке проживает 13 тысяч человек из 58-тысячного населения острова.

Однако в последнее время резко усилилось националь­ное движение, выступающее за отделение от Дании. Пред­ставители Гренландии добиваются права распоряжаться сво­ими недрами «на все времена», исходя из соглашения (1992), заключенного Данией с другой автономией - Фарерскими островами, которые также хотят независимости. Жители этих двух регионов имеют собственные языки и не считают себя частью датской нации. Гренландцы, как полагают наблюдате­ли, собираются использовать Косовский прецедент для того, чтобы самим забрать энергетические ресурсы Арктики и не делиться ими с датчанами. Гренландское самоуправление уже выдает иностранным нефтяным компаниям лицензии на не- фтеразведку.

К сожалению, для Дании проблемы не ограничиваются только внутригосударственными рамками, но имеют и меж­дународный характер. Дания заявляет о своих претензиях на континентальный шельф в окрестностях Гренландии и Фарер­ских островов, включая Северный полюс. Послав экспедицию на Северной полюс, датское королевство стало третьей, после России и Канады, страной, заявившей в последнее время о сво­их притязаниях на него. У Дании возникают споры с Исланди­ей, Ирландией и Великобританией по поводу шельфа Рокосс. Кроме того, у Дании уже около 30 лет сохраняются большие проблемы с Канадой за необитаемый островок Ханс возле северо-западного побережья Гренландии, где найдены большие запасы нефти и который позволяет контролировать Северо­Западный проход. По оценкам канадских специалистов, речь идет не о земле (ее размер всего 950 кв. м), а прежде всего о ресурсах, залегающих в акватории острова. Канада наравне с Данией стремится доказать также, что хребет Ломоносова (на который претендует и Россия) состыкован с канадским о. Элс­мир и пока еще датской Гренландией. Поэтому как Дания, так и Канада проводят комплексные научно-исследовательские экспедиции в районе Гренландского моря, в ходе которых они ведут изучение рельефа морского дна и берут пробы грунта. Для предотвращения дальнейшей конфронтации Дания решила договариваться «на берегу» и предложила России, США, Канаде и Норвегии организовать 27-29 мая будущего года международную конференцию по проблемам Арктики. В качестве места ее проведения назван гренландский город Иллулиссат. Как полагает датский министр иностранных дел Пер Стиг Меллер, пяти государствам необходимо договорить­ся «о цивилизованных мерах, которые позволят избежать конфликтных ситуаций до принятия ООН окончательного решения по Арктике». Кроме того, министр полагает, что пяти государствам необходимо развивать сотрудничество для решения комплекса сложных проблем, связанных с клима­тическими изменениями в арктическом регионе. В услови­ях сложных отношений Дании с ее арктическими соседями, это государство вынуждено искать союзников за пределами арктического региона. Китай в этом плане представляет для датского правительства определенный интерес.

Таким образом, политика Дании в арктическом регионе может быть охарактеризована как противоречивая. С одной стороны, датская сторона стремится к получению особых преференций для государств арктического круга, а с другой стороны, посол Дании в Китае Фриис Арне Петерсон заявил, что КНР обладает в Арктике «естественными и законными экономическими и научными интересами, несмотря на отсут­ствие у нее береговой линии в полярном регионе». Данное заявление эксперты трактуют таким образом, что без китай­ских инвестиций Дании не справиться с освоением богатств Арктики. Однако при этом датское правительство с большой осторожностью относится к расширению присутствия Китая в экономике Дании: «Наши интересы ясны, - заявил глава МИД Дании. - Мы хотим иметь больше бизнес-связей с Ки­таем, мы хотим, чтобы Китай инвестировал в нашу страну, но мы не желаем, чтобы их влияние становилось слишком вели­ко и чтобы они устанавливали свое монопольное положение на рынке стратегически важного сырья. Китай просчитывает свою политику в долгосрочной перспективе, нежели мы, и их система принятия решений не ограничивается спросом на краткосрочные выгоды». Именно поэтому Китай предпочи­тает устанавливать деловые отношения напрямую с автоном­ной Гренландией.

В 2011 году датское правительство обнародовало свою программу по освоению арктического региона до 2020 года, где акцент сделан на активном привлечении зарубежных инве­сторов, что и предопределило участие китайских компаний в разработке месторождений на острове Гренландия, где разве­даны большие запасы нефти, меди, никеля, цинка, золота, ал­мазов и платины. Подтверждением этому может служить тот факт, что государственная корпорация Sichan Xinue Mining стала инвестором крупного международного горнодобываю­щего проекта на гренландском железорудном месторождении Исуа. Если он окажется успешным, то подключатся и другие китайские компании. Так, контракта на разработку другого месторождения, Кванефьельд (Kvanefjeld), добивается китай­ская госкомпания Inner Mongolia Baotou Steel Rare Earth. Кро­ме того, такие крупнейшие китайские корпорации, как Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining уже проводят развед­ку залежей меди и золота. Есть и другие проекты, в частности, связанные с производством алюминия.

Таким образом, для Китая сама Дания не представляет особого интереса, тогда как китайский бизнес всячески «со­блазняет» власти и население Гренландии, предлагая боль­шие инвестиции, новые рабочие места и технику для развития экономики Гренландии. В обмен на это Китай намеревается закрепиться в Арктике через Гренландию. Однако, нужно учесть, что традиционно в своих проектах китайский бизнес предпочитает использовать собственные трудовые ресурсы, что может войти в прямое противоречие в планы гренланд­ского населения. Особой темой китайско-гренландского со­трудничества в области совместной разработки ресурсов Грен­ландии является охрана окружающей среды, что вызывает серьезные опасения не только у жителей Гренландии, но так­же Дании и Европейского союза.

Наибольших успехов в развитии отношений Китай до­бился с приарктическими государствами (Финляндия, Шве­ция и Исландия). Так, например, Исландия наиболее активно развивает двухсторонние связи с Китаем в Арктике и поддер­живает его в различных региональных международных струк­турах Арктики. Основная причина такого внимания связана с тем, что Исландия считает себя «обделенным» арктическим игроком по сравнению со странами арктической пятерки, но при этом «очень серьёзно подходит к позиционированию в Арктическом совете и пытается максимально укрепить роль организации в развитии региона»21. В свою очередь, дружба с Китаем повышает международный статус самой Исландии, в том числе в арктических делах.

Исландия значительно пострадала от финансового кри­зиса 2008 года, а потому инвестиции КНР для нее также пред­ставляют важнейшее условие дальнейшего экономического развития. Поэтому именно Исландия в период «нобелевского кризиса» в отношениях Китая и Норвегии заявила о своей ре­шительной позиции по вопросу придания Китаю статуса на­блюдателя в Арктическом совете.

Активизации арктической политики Исландии и кон­кретно сотрудничество с Китаем в регионе стало отчетливо проявляться с 2010 года. В определенном смысле сенсацией стало заявление китайского строительного магната Хуан Нубо о желании купить за 10 миллионов долларов 300 км2 земли на северо-востоке Исландии. На этом участке он планировал по­строить современный туристический комплекс с гостиницей, полем для гольфа и крупнейшим в Европе заповедником. Не­смотря на отсутствие прямой связи между политикой Пекина и проектом Хуана Нубо, министр внутренних дел Исландии Огмундур Йонассон подчеркнул, что заявка китайского инве­стора будет рассмотрена предельно тщательно. Рассматривае­мая территория «частично принадлежит государству и не бу­дет продана просто потому, что за нее предложили высокую цену». Под нажимом других арктических стран, усмотрев­ших в сделке попытку Китая получить территорию для созда­ния опорного пункта для арктической экспансии, Рейкьявик отверг предложение Нубо. Однако усугубляющийся кризис и претензии кредиторов сделали Исландию более уступчивой. Уже в начале декабря 2012 года министр промышленности, энергетики и туризма Исландии Катрин Юлиусдоттир заяви­ла о намерении оказать содействие проекту. Хотя в итоге про­ект не реализовался, однако, как было отмечено агентством Синьхуа, премьер-министр Китая Вэнь Цзябао договорился с президентом Исландии Олавуром Рагнаром Гримссоном о совместном освоении Арктики: «Совместно с Исландией ки­тайская сторона намерена приступить к активной реализации пунктов, по которым стороны смогли достигнуть единства мнения, расширить сферу сотрудничества в ряде областей, усилить взаимодействие в рамках деятельности, осуществляе­мой в районе Арктики, во имя совместного развития».

2012 год стал ключевым для развития исландско-китай­ских отношений в Арктике. В этом году состоялся визит пред­седателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Исландию, в ходе кото­рого был подписан пакет документов, заложивших фундамент двустороннего сотрудничества Пекина и Рейкьявика в ряде областей. Наиболее важным стало Рамочное соглашение об арктическом сотрудничестве, в соответствии с которым было решено создать в Шанхае Китайско-Скандинавский центр ар­ктических исследований (Sino-Nordic Arctic Research Center). Согласно тексту соглашения, задачами данного научно-иссле­довательского центра должны стать:

-      анализ политических и торгово-экономических связей стран Северо-Восточной Азии и Северной Европы;

-      анализ стратегий и возможностей взаимного сотрудни­чества;

-       изучение климата и окружающей среды Арктики.

В следующем 2013 году Китай и Исландия подписали Со­глашение о свободной торговле, что заложило предпосылки к наращиванию экспортного потенциала исландской экономи­ки после экономического кризиса 2008 года.

Китай привлекает геополитическое положение Ислан­дии: «Благодаря своему срединному положению в Северной Атлантике Исландия в перспективе может стать центром об­служивания транзитных грузопотоков, направляемых по Се­верному морскому пути между портами Европы/Восточного побережья Северной Америки и Азии. Кстати, в феврале 2005 года министерство иностранных дел Исландии подготовило отчёт, в котором проводилось подробное технико-экономи­ческое обоснование превращения Исландии в центр арктической логистики». Однако, в условиях кризиса финансировать такие дорогостоящие проекты Исландия была не в состоянии, поэтому правительство надеялось главным образом на инве­стиции из-за рубежа, и в первую очередь из Китая.

Именно в Рейкьявике КНР строит крупнейшее посоль­ство в этом регионе, т.к. рассматривает возможность превра­щения Исландии в «транспортный хаб» по образу и подобию Сингапура. Во время переговоров с исландскими властями ки­тайцы признали очень вероятным тот факт, что Китай может попытаться использовать Исландию как порт на трансаркти­ческом маршруте. Такое мнение высказал председатель ко­миссии по иностранным делам исландского парламента Арни Тор Сигурдссон. «Китайская сторона может убедить прочие страны мира в целесообразности освоения Северного пути, а также сотрудничать с ними», — отмечает в интервью с газетой «Чжунго чанцзин синьвэнь» профессор Ван Синьхэ. В планах Исландии резкое увеличение ассигнований на строительство новых портовых сооружений на северо-востоке страны, а це­лый ряд германских компаний выразили в связи с этим свою готовность оказать поддержку и профинансировать данный проект. По мнению экспертов, именно Исландия даст воз­можность КНР в наибольшей степени приблизиться к запасам нефти и газа и морским транспортным путям Арктики.

Интересно отметить тот факт, что арктические планы Ки­тая вызвали большой интерес и у других региональных игро­ков. В печати появились сообщения о том, что администрация города Сторноуэй (Шотландия) обнародовала планы постро­ить новый порт, где арктические суда смогут заправляться то­пливом и продовольствием. Большие корабли станут выгру­жать здесь свой груз, который затем на малогабаритных судах будет быстро переправляться в Лондон, Роттердам и Париж.

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation) объявила о сделке с фирмой Eykon Energy по разведке запасов нефти у юго-вос­точного побережья Исландии. Тем временем китайская госу­дарственная судоходная компания заявила о своем желании заключить с Рейкьявиком договор о долгосрочной аренде пор­товых мощностей.

Таким образом, Китай использует свои финансовые воз­можности для того, чтобы с помощью небольших приарктических государств получить полноправное место в арктиче­ских делах, в свою очередь, малые приарктические государства получают не только финансовую помощь, но и повышают свое политическое значение в арктических делах. Ряд экспертов считают, что Китай путем лоббирования своих интересов в малых арктических странах может претендовать на контроль над арктическим регионом.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФАРХУТДИНОВ И.З. АМЕРИКАНСКАЯ ДОКТРИНА О ПРЕВЕНТИВНОМ ВОЕННОМ УДАРЕ ОТ МОНРО ДО ТРАМПА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. М., 2017. 338 С.

МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск 4 - 2007

Владимир Васильевич АЛЕШИН,

заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, начальник отдела административного, уголовного и процессуального права, доктор юридических наук, профессор

Рубен Амаякович КАЛАМКАРЯН,
ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридический наук, профессор, профессор Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Вячеслав Николаевич КУЛЕБЯКИН,
профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, кандидат юридических наук, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика