Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

От конституционных идей до конституций в Казахстане и странах Центральной Азии

Интервью с Матаевой Майгуль Хафизовной, доктором юридических наук, проректором по научной работе и коммерциализации новых технологий Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета.

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Социо-культурные основы и некоторые аспекты международно-правового регулирования миграции кадров
12.07.17 12:23
МУСАБАЕВА Гулбахша Нурмукановна
кандидат юридических наук, доцент Северо-Казахстанского государственного университета им. М.К. Козыбаева

РАХИМОВА Гульнара Дуйсеновна
кандидат философских наук, и.о. доцента Казахского национального педагогического университета им. Абая

Процессы глобализации, происходящие в современном мире, накладывают особую специфику на современный про­цесс международной миграции рабочей силы, оказывающей влияние на различные стороны жизни общества, в частности, на экономику, демографию, социологию, политику, право. При этом повышение интенсивности любого вида миграции, будь то экономическая, этническая, трудовая, проявляюща­яся в мощных миграционных потоках, значительно изменя­ет ситуацию, как на национальных, так и на международных рынках труда. Поэтому актуальным является исследование со- цио-культурных основ данного процесса, а также способов и механизмов международно-правового регулирования мигра­ции кадров.

В научной литературе под термином «высококвалифици­рованные кадры» понимаются не только дипломированные специалисты, имеющие степень бакалавра, магистра или док­тора, но и обладающие определенными достижениями, навы­ками, опытом в сфере своей деятельности (особенно в области естественных и точных наук).

Миграцию высококвалифицированных кадров стоит рассматривать как миграцию академическую с элементами трудовой миграции, потому что академическая миграция со­четает в себе разные элементы, куда входят и кадры, переселя­ющиеся в качестве аспирантов (трудовая миграция совместно с академической). Основной ключ в том, что сфера образо­вания нацелена на рынок труда, так как включает элементы учебной миграции и трудовой (как высококвалифицирован­ные специалисты).

Высококвалифицированные кадры покидают свои страны не из-за низкого уровня жизни или подобных социально-эко­номических, материальных причин (но этот фактор не исклю­чается), также они имеют свои определенные так называемые

«духовные» цели при выезде в другую страну. Среди них Рахимова Г. Д. могут быть цели:

-      саморазвития как ин­теллектуальной личности;

-      работы и развития своих проектных работ (инновацион­ный сектор для ученых);

-      карьерного роста (высокое звание, достижение, степень, ранг);

-      материально-технического обеспечения персонала (осо­бенно для врачей);

-      использования в полной мере своих возможностей и по­лучения достойной работы;

-       субъективной привлекательности того или иного места.

Этот перечень бесконечный, потому что такие дополни­тельные факторы бывают очень важны и несравнимы для ми­грантов второй и третей ступеней образования (для высоко­квалифицированных мигрантов).

Привлечение высококвалифицированных кадров - эко­номическая или социальная политика государства. Для вы­сококвалифицированных специалистов предоставляются все благоприятные условия и дополнительные преимущества в принимающей стране, упрощаются процессуальные вопросы, касающиеся въезда в страну (например, путем предоставле­ния специальных виз). Государства также упрощают требова­ния соблюдения квот (особенно заметно в рамках ЕС), требо­вания к воссоединению семьи (часто на долгосрочной основе).

Эпицентром привлечения высококвалифицированных специалистов на данный момент являются Соединенные Штаты Америки, страны ОЭСР (куда входит и ЕС) и страны

Персидского залива. Перечислим документы, регулирующие международную миграцию высококвалифицированных ка­дров:

1)      национальное законодательство стран-доноров;

2)      национальное законодательство стран-реципиентов;

3)     международно-правовые универсальные акты (касаю­щиеся непосредственно трудовой или академической мигра­ции);

4)     международно-правовые акты региональных (интегра­ционных) объединений;

5)     соответствующие межгосударственные соглашения (за­частую двусторонние соглашения).

На наш взгляд, существует ряд проблем, связанных с ми­грацией высококвалифицированных кадров:

а)   Отъезжают из страны и не возвращаются обратно (На­пример, высококвалифицированные мигранты из Южной Кореи, которые уехали за заработком в Соединенные Штаты Америки или в Японию, не хотят возвращаться в свою Родину, так как в принимающей стране иностранных высококвалифи­цированных специалистов обеспечивают).

6)     Утечка умов (10% населения с третьей ступенью обра­зования покидают свою страну). Эта проблема возникла еще в 60-х годах. Сейчас нет конкретно разработанного междуна­родного документа, который бы регулировал эту проблему (за исключением ЮНЕСКО и эффективности Болонского процес­са).

в)    Негативное влияние на состав трудовых ресурсов в стране-доноре (в стране происхождения). Нехватка рабочей силы и проблема высокой смертности очень негативно влияют на государственную стратегию развития.

г)    Могут возникнуть проблемы, связанные с этническими, религиозными, культурными отличиями мигрантов высоко­квалифицированных кадров и коренным населением прини­мающей страны. Это приводит к напряженностям в их отно­шениях.

д)    Также помимо «утечки умов» существуют проблемы «циркуляции умов» и «растраты умов». Если «утечка мозгов» представляет собой «выезд за границу и окончательную поте­рю для стран-доноров, то «циркуляция мозгов» - это выезд высококвалифицированных специалистов за границу с одно­временным участием в отечественных проектах на родине». Циркуляция умов носит разнонаправленный характер (на­пример: когда квалифицированные кадры едут из развитых государств в развивающиеся, когда государство устанавливает связь с квалифицированными представителями диаспор и т.п.). «Растрата умов» представляет собой такой процесс, ког­да высококвалифицированный (компетентный, достойный, подготовленный, с опытом и навыками) специалист не имеет возможности использовать свои способности в полной мере (например, когда специалист работает на низшей должности, чем он заслуживает). К примеру: компетентный инженер ра­ботает менеджером; доктор юридических наук работает асси­стентом на кафедре конституционного права.

Миграция данного вида на международном универсаль­ном уровне регулируется Международной организацией труда (МОТ), Международной организацией по миграции (МОМ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Отделом народонаселения ООН и другими. Немаловажную роль в регулировании проблем интеллектуальной миграции играет и Организация Объединенных наций по вопросам об­разования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В рамках МОТ был разработан документ «Справедливая миграция: Формирование программы МОТ» от 19 мая 2014 г., содержащий важнейшие направления деятельности МОТ в области миграции на ближайшее будущее. Непосредственно высококвалифицированных кадров там касается ст. 72, в кото­рой говорится о постоянной и временной миграции. Страны, принимавшие в прошлом «гастарбайтеров» (например, Гер­мания) сейчас стремятся привлекать высококвалифицирован­ных специалистов, предлагая им постоянный вид на житель­ство с момента их прибытия.

Общая тенденция в сфере политики такова, что чем выше уровень квалификации работника, тем легче ему въехать в страну и обосноваться в ней. Организация экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) отмечает, что страны могут быть менее готовыми к приему малоквалифицированных ра­ботников, даже если они востребованы, в силу опасений того, что они не смогут найти работу в долгосрочной перспективе и им будет относительно труднее интегрироваться в общество. Этим объясняется усиление фактической сегрегации между концентрированной группой менее квалифицированных ра­ботников, приезжающих по программам временной мигра­ции, и более квалифицированными работниками, у которых гораздо больше шансов получить постоянный вид на жительство.

В ст. 80 (глава «Условия миграции») говорится о неспра­ведливости миграции высококвалифицированных специали­стов по отношению к государству-донору. «Несправедливость может быть связана с тем, что страны вкладывают значитель­ные средства в развитие профессиональных навыков и ком­петенций своего населения в рамках системы общего обра­зования. Кроме того, перспективы развития этих стран могут серьезно пострадать из-за потери квалифицированных работ­ников, что служит примером передачи части благосостояния страны, а не участия в общем процветании».

Также в этом документе в разделе «Роль МОТ: нормы и трипартизм» последний пункт ст. 98 посвящен миграции высококвалифицированных кадров. Непосредственным ман­датом МОТ является призыв к государствам-членам под­держивать сотрудничество в области реализации программ мобильности и (в контексте последствий миграции высоко­квалифицированных кадров) проанализировать вопрос цир­кулярной миграции».

МОМ тоже занимается миграцией кадров. Основной целью ее является содействие упорядоченному и гуманному управлению международной миграцией. МОМ - основной ор­ган без амбиции охватить весь институт миграции. Он просто помогает государствам решать или регулировать проблемы, связанные с миграцией. МОМ считается самостоятельным институтом, но мандат этой организации не позволяет пол­ностью руководствоваться нормативно-правовой базой прав человека. МОМ является членом Группы по проблемам гло­бальной миграции и страновых групп ООН во многих странах. Из-за этого иногда ее принимают за учреждение ООН.

ВОЗ через призму охраны здравоохранения тоже регули­рует проблемы миграции квалифицированных кадров. На 63-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения был принят «Глобальный кодекс ВОЗ по практике международного найма персонала здравоохранения» от 21 мая 2010 года. Выработка дан­ного Кодекса была направлена, в основном, на государства. То есть были выработаны права, обязанности и принципы содей­ствия стран происхождения и стран назначения кадров здравоох­ранения. Целью создания данного Кодекса является достижение справедливого соотношения интересов работников здравоохра­нения, стран происхождения и стран назначения.

Кодекс по своему формату небольшой. Состоит из 10 чет­ких статей. Ст. 4.6 Кодекса гласит, что государствам-членам не­обходимо принять меры по обеспечению того, чтобы работни­ки здравоохранения-мигранты пользовались возможностями и стимулами для повышения своего профессионального обра­зования, квалификации и карьерного роста на равных правах с кадрами здравоохранения, подготовленными внутри страны. Кодекс не несет обязательного характера, только рекоменда­тельный. Но все же о нем узнали и услышали многие страны.

Существует два больших минуса, которые являются не­гативными последствиями миграции высококвалифициро­ванных кадров в области здравоохранения: во-первых, когда утекает большое количество врачей и другого медицинского персонала, страна-донор (которая финансировала их образо­вание) теряют доход на свои инвестиции. Страна инвестиро­вала в образование этих врачей или кадров, а они в результате покидают свои страны; во-вторых, при слабой системе здра­воохранения страны-донора потеря человеческого капитала (трудового ресурса) может привести к развалу всей системы.

Но все же оговоримся, что отъезд персонала незначительно­го количества эмпирически считается нормальным и государство не теряет свой социально-экономический уровень. Высококвали­фицированные мигранты едут в другую страну, чтобы продавать свою рабочую силу или интеллектуальную деятельность дороже, чем в своей стране. В основном при привлечении высококвали­фицированных кадров из зарубежных стран страна-реципиент предоставляет этим специалистам более выгодные условия как труда, так и проживания, чем в стране-доноре.

Также миграцию высококвалифицированных кадров можно рассматривать на уровне региональных экономиче­ских интеграционных объединений, таких как ЕС, СНГ, АСЕ­АН, МЕРКОСУР, ЦАОР, ЛАГ, ОАГ и др., которые нацелены на «Свободную экономическую зону» (свободное передвижение: товаров, услуг, капиталов, интеллектуальной собственности и рабочей силы (трудящихся)). В основном заключают Со­глашения по вопросам миграции (которые регулируют ми­грацию высококвалифицированных кадров включительно) в рамках региональных организаций из-за того, что отсутствует универсальная нормативно-правовая база в сфере миграции. Роль региональных консультативных процессов по вопросам миграции тоже повышается. Потому что в рамках этих кон­сультативных процессов государства, которые участвуют в них, могут не брать на себя официальных обязательств, т.е. эти про­цессы не обременяют их, но очень активно и результативно об­суждают широкий круг вопросов, связанных с миграцией. По­этому именно этот неформальный способ решения проблем, связанных с миграцией, самый рациональный. Государства сами изъявляют желание в таких процессах, так как в их же интересах узнать больше информации о соседнем государстве, делиться опытом с целью повышения эффективности работы своих миграционных служб.

ЕС на сегодняшний день является образцом рациональ­ного и гуманного регулирования проблем высококвалифицированной миграции. В рамках ЕС разработаны специальные нормы, касающиеся миграции между странами-членами ЕС и между третьими странами. Про ЕС и его нормативную базу написано достаточно.

Что касается АСЕАН, то здесь зона свободного передвиже­ния товаров, услуг, рабочей силы, капитала. Государства при­ема мигрантов (государства-реципиенты) в Юго-Восточных регионах Азии по-разному относятся к проблемам трудовой миграции, но так как все приезжие рабочие силы не из даль­него зарубежья, соответственно, не являются чуждыми и схожи по историко-традиционным критериям. Сингапур и ряд дру­гих стран поощряет миграцию профессионалов и работников с высокой квалификацией, потому что реальная практика трудо­вой миграции в АСЕАН показывает, что большинство мигран­тов имеют низкую квалификацию, то есть ниже 2 и 3 ступеней образования. Укажем перечень документов в рамках АСЕАН, которые регулируют миграцию трудовую и интеллектуальную:

-      План создания Экономического сообщества АСЕАН (План ЭС 2015). П.п. 21, 33 непосредственно касаются мигра­ции высококвалифицированных специалистов;

-      Соглашение о движении физических лиц, подписанное в Пномпене (Камбоджа) 19 ноября 2012 г. (Соглашение MNP). Оно охватывает квалифицированных рабочих, специалистов и руководителей, и только для их временного въезда. Согла­шение MNP не предусматривает ни постоянного пребывания таких лиц, ни движения любых лиц (например, неквалифици­рованных работников), даже на временной основе;

-      Рамочное соглашение АСЕАН по услугам 1995 г. (AFAS) Ст. 5;

-      Трехсторонний Форум по проблемам трудовой мигра­ции.

МЕРКОСУР, СИЦА, Андское и Карибское сообщества (в отдельности) разработали субрегиональную политику, кото­рая защищает права трудящихся мигрантов.

ЮНЕСКО, в свою очередь, касается проблем высококва­лифицированных кадров косвенным путем. В Париже в 2011 году на 36-сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была пересмотрена Международная стандартная классификация образования (МСКО). Для классификации программ фор­мального образования по уровням в МСКО используются уровни от 0 до 8 (п. 70 МСКО).

В заключение хочется отметить, что привлечение рабочей силы развитыми странами имеет сложившуюся традицию. В ус­ловиях жесткой конкуренции на современном мировом рынке европейские эксперты прогнозируют значительные изменения, как качественного, так и количественного состава трудовых мигра­ционных потоков в пользу работников самой высокой квалифи­кации, процент которых будет постоянно увеличиваться в общем миграционном потоке. Тем более, что издавна существующая практика привлечения квалифицированных специалистов в стра­нах классической миграции в условиях глобализации становится все более избирательной. Современная иммиграционная полити­ка нацелена на отбор претендентов, обладающих специальностя­ми повышенного спроса, знаниями и высокой квалификацией.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика