Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений: опыт древнерусского государства
Научные статьи
08.09.17 14:46
ГОРНЕВ Роман Вадимович
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, начальник юридического отдела ООО «Марийская Теплосетевая Компания», член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Важнейшими векторами развития современного отече­ственного государства является построение эффективного го­сударственного механизма, а также развитие гражданского общества. Причем решение данных проблем взаимосвязано, поскольку власть может быть эффективной только во взаимо­действии со своим источником - народом в лице различных общественных институтов. Данные взаимоотношения при­обретают особенную значимость на уровне местного само­управления, как базовом уровне публичной власти. Нельзя не согласиться с мнением Т. Н. Михеевой, что эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от взаимодействия с жителями муниципального образования.

Изучение обозначенной проблемы невозможно без об­ращения к историческим аспектам становления и развития данных взаимоотношений, поскольку она появилась одновре­менно с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности2. В одной из наших ранних работ уже от­мечалось, что зарождение и развитие механизма взаимодей­ствия органов местной власти и общественных объединений имеет длительную историю, а ее изучение позволит глубже понять текущее состояние и перспективы реформирования конституционно-правового регулирования.

В правовой литературе отмечается, что элементы само­управления можно выявить на очень ранних этапах развития российской государственности. Под самоуправлением на данном историческом этапе отдельные исследователи пред­лагают понимать выборные начала в управлении, а также воз­можность населения непосредственно принимать участие в решении жизненно важных вопросов местной жизни. В этой связи особый научный интерес представляет изучение отдель­ных элементов функционирования местных органов власти и объединений граждан, а также их взаимодействия в Древне­русском государстве в 10-14 веках.

Традиционно считается, что первые органы местной власти появились в Древней Руси в 9-10 веках. При этом са­мые развитые формы организации местного самоуправления сформировались в Новгородской и Псковской феодальных ре­спубликах. Управление осуществлялось посредством системы вечевых органов - общегородского вече в столицах и вечевых собраний на местах. Известный дореволюционный правовед А. А. Кизеветтер отмечал, что на вече могли приходить все сво­бодные граждане; оно было не представительным собранием, а поголовным сходом всех граждан; вечевые решения имели полновластную законодательную силу; вечевые постановле­ния принимались единогласно, а не по большинству голосов Современные исследователи замечают, что в Древнерусском государстве 10-14 веков вече было повсеместно распространен­ным институтом власти, оно решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и сохранялось до 16 века. От­мечается также, что новгородское вече представляло собой народное собрание, в котором участвовали высшие должност­ные лица - посадники и тысяцкие, представители всех пяти концов Новгорода и представители всех социальных групп, в том числе городских низов (черные люди и простая челядь). Проанализировав порядок формирования, состав и компетен­цию вечевых органов, можно сделать вывод об их уникальной двойственной природе, объединяющей самоуправленческие начала и отношения по управлению.

Помимо вече во главе управления княжеством стоял князь. При этом князь и вече не находились в положении иерархического подчинения, между ними не было четкого разграничения компетенции. Для заведывания управлением отдельными административными округами княжества уже тогда существовали свои особые органы - посадники. В своем исследовании А. А. Кизеветтер называет посадников «местны­ми агентами власти».

Другой дореволюционный ученый В.И. Сергеевич в своем фундаментальном исследовании «Древности русского права» отмечал, что так как народ собирается на вече в силу принад­лежащему ему права решать общественные дела, которые еще не обособились от его частных и которые он рассматривает как непосредственно до него относящиеся, то понятно, что народ может привлечь к своему рассмотрению всевозможные вопро­сы общественной жизни.

Население играло важную роль в общественной жизни того времени во всех тех случаях, когда скудный состав пра­вительственных средств оказывался недостаточным для удов­летворения неотложных потребностей общежития. А. А. Ки- зеветтер отмечает, что многие вопросы местного управления того времени проходили мимо местных правительственных органов, и при их разрешении деятельность публичной власти заменялась деятельностью частных общественных союзов. Продолжая свою мысль, авторитетный дореволюционный ученый подчеркивает, что это не общественное самоуправле­ние, которое также являлось одним из элементов публичной власти, а исключительное господство частной самопомощи в совершении не частных дел.

Тем самым можно уверенно утверждать, что отдельные элементы взаимодействия населения, а также частных обще­ственных союзов (на наш взгляд, являющихся прообразами со­временных общественных объединений) с вечевыми органами, а также участия местного населения и его объединений в ре­шении публичных вопросов существовали в Древней Руси уже на протяжении исследуемого исторического периода.

В историко-правовой литературе также отмечается о су­ществовании в 13 веке на Руси Иванской корпорации купцов, объединенной вокруг новгородской церкви Иоанна Предтечи. Данная организация имела свой устав, органы управле­ния, активно участвовала в общественной и государственной жизни. Избираемые членами организации старосты само­стоятельно разбирали внутренние споры корпорации, а так­же споры иванских купцов с новгородскими и иностранными купцами.

Подводя итог настоящему исследованию, заметим, что ве­чевая демократия объединяла в себе управление с элементами самоуправления. Вече, как орган местной власти, взаимодей­ствовал с гражданами и их объединениями непосредственно в рамках его функционирования, а также в процессе решения вопросов публичного значения. Историко-правовая литерату­ра свидетельствует о существовании в Древнерусском государ­стве частных общественных союзов, которые взаимодействова­ли с правительственными органами и участвовали в решении публичных вопросов местного значения. Это позволяет нам сделать вывод о существовании в тот период отдельных эле­ментов механизма взаимодействия органов местной власти и общественных объединений.

Нельзя также не отметить высокий уровень демократич­ности и гласности в процессе принятия решений вечевыми ор­ганами власти Древнерусского государства. В работе вечевых органов могли принимать участие представители всех слоев населения, они могли влиять на выработку решений, избирать иные органы власти и впоследствии контролировать их рабо­ту. И здесь мы находим определенные элементы современного института общественного контроля за деятельностью органов власти.

Полагаем, что опыт правового регулирования местного самоуправления, а также взаимодействия граждан и их объ­единений с местными органами власти в Древней Руси будет полезен в том числе при реформировании аналогичных совре­менных конституционно-правовых институтов и отношений.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика