Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сервисный характер контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта как профилактика правонарушений
Научные статьи
08.09.17 14:49
ЛИСЕЕНКО Виктор Иванович
аспирант кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, помощник начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу

На сегодняшний день проблемы государственного кон­троля и надзора приобретают важную теоретическую и прак­тическую значимость. Профессор В. И. Майоров отмечает: «как управленческая категория контрольно-надзорная дея­тельность исторически связана с государственным управле­нием, является его необходимым элементом». Государство, осуществляя регулирование той либо иной деятельности, в том числе предпринимательской, устанавливает общеобяза­тельные правила поведения субъектов этой деятельности и осуществляет контроль соблюдения установленных правил. Система государственного контроля и надзора напрямую за­висит от состояния регуляторной политики государства и должна быть организована таким образом, чтобы не только констатировать факты нарушений и применять меры ответ­ственности, но и стимулировать законопослушное поведение.

В каждом государстве имеются свои, присущие толь­ко ему специфические правила государственного контроля и надзора. В то же время основные задачи контрольной дея­тельности схожи и направлены на обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, предупреждение чрезвычай­ных ситуаций, предотвращение нарушений транспортного, санитарно-эпидемиологического, трудового законодательства и т. д., а также нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. При осуществлении государственной контроль­ной и надзорной деятельности особое значение имеет предотвращение и профилактика угроз, которые могут исходить от деятельности субъектов хозяйствования для людей и окру­жающей среды. С этой целью контрольные органы должны концентрироваться на работе с объектами, представляющими наибольший риск с точки зрения обеспечения безопасности людей и окружающей среды. Мировые тенденции свидетель­ствуют также о том, что правительства большинства стран стремятся уменьшить административную нагрузку на субъек­ты хозяйствования, в том числе от контрольной и надзорной деятельности государства. Это делается для улучшения дело­вой среды и способствует дальнейшему развитию бизнеса, ре­шению проблем занятости и развитию экономик этих стран в целом.

На прошедшем 22 июля 2016 г. совещании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с членами правительства, были затронуты ряд ключевых во­просов совершенствования контрольно-надзорной деятельно­сти, одним из которых является профилактическая составля­ющая работы органов государственного контроля. Ключевой идеей в направлении профилактики правонарушений нам представляется так называемый сервисный характер государ­ственного контроля, направленный на обслуживание малого бизнеса, помогающего ему избежать нарушений, в нашем слу­чае транспортного законодательства, влекущих в свою очередь соответствующие наказания. Сервис - в данном случае это не «улыбки», а информационно-разъяснительная система работы контрольно-надзорных органов призванная в первую очередь к побуждению должностных лиц и индивидуальных предпри­нимателей изучать и соблюдать положения транспортного законодательства. Государственный контроль в данном случае несколько утрачивает карающие функции, предполагая ра­боту с бизнесом не только на стадии, когда нарушение выяв­лено, но и работа по разъяснению требований представителя контрольного органа и законодательства в целом. Мы с Вами понимаем, что зачастую нарушения законодательства носят не злостный характер, а следствие факта не преднамеренных ошибок результатом которых является банальное незнание положений законодательства представителями малого бизне­са и индивидуальными предпринимателями.

Предупредительная работа в сфере транспортного зако­нодательства в данный момент является особенно актуальной, учитывая то, что автомобильный транспорт - самый опасный вид транспорта. Именно на его долю приходится львиная доля транспортных потерь. Система автобусного сообщения - са­мая развитая транспортная связь в нашей стране. Ни в одном населенном пункте не обходятся без этого вида транспорта. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними, а доля предприятий малого биз­неса и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки, как по регулярным маршрутам, так и перевозки по заказам существенна высока. Причины воз­никновения аварийных ситуаций могут быть различными: интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда до­статочно высокая квалификация водителей, недисциплиниро­ванность участников дорожного движения и ряд других обсто­ятельств, в том числе незнание. На сегодняшний день правовая грамотность малого и среднего бизнеса, осуществляющего свою деятельность в транспортной сфере, не достаточно вы­сока. Наиболее часто предприниматели допускают ошибки в оформлении договорных отношений. Взаимодействие с го­сударственными органами является для предпринимателей огромной проблемой. Во-первых, это связано с наличием раз­ветвленной базы подзаконных актов, регулирующих статус органов государственной власти, некоторые из которых даже невозможно найти в открытом доступе. Во-вторых, предпри­ниматели зачастую сталкиваются с халатностью сотрудников и их нежеланием работать. Обжалование действий чинов­ников требует времени и денег, зачастую предприниматели выбирают заплатить штраф или потерпеть нерасторопность сотрудников, вместо того чтобы идти в суд и доказывать свою правоту.

Можно констатировать тот факт, что контрольно-надзор­ные органы в этой связи получили новый импульс развития и совершенствования, связанный с модернизацией системы транспортного надзора в Российской Федерации. Идет фор­мирование правового поля, позволяющего эффективно осу­ществлять контрольные функции, вести предупредительную работу с целью пресечения правонарушений в области транс­портного законодательства.

Эффективным средством обеспечения публичности и от­крытости в деятельности государственных транспортных ин­спекторов являются совместные совещания с представителя­ми объединений предпринимателей, компаний перевозчиков и руководством автотранспортных предприятий. Необходимо создание постоянно действующих советов, консультационных групп и объединений, позволяющих гражданам, занимающимся малым и средним бизнесом в сфере транспорта, полу­чать необходимые разъяснения по вопросам транспортного законодательства. Работа в этом направлении приобретает важность в связи с тем, что требования органов государствен­ного автодорожного надзора к нарушителям транспортного законодательства неуклонно повышаются, наиболее полно ре­ализуются полномочия, представленные законодательством по пресечению правонарушений в области пассажирских перевозок.

Пример тому вступление в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных пере­возок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации», ужесточающего требования к автотранспортным предприятиям, осуществля­ющим пассажирские перевозки.

Можно сказать, что в Российской Федерации началось федеральное регулирование городских пассажирских пере­возок и это просто прекрасно. По сути, вышеуказанный до­кумент позволяет городским властям в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок, в результате чего транспортные пассажирские предприятия будут действовать по единым общероссийским правилам.

Законом также внесены изменения в кодекс об админи­стративных правонарушениях Российской Федерации, уста­навливающие административные санкции за нарушение зако­на в сфере пассажирских регулярных перевозок. В частности, использование автобуса, трамвая или троллейбуса при отсут­ствии карты маршрута регулярных перевозок, если наличие карты является обязательным, влечет наложение штрафов:

-      на водителя в размере - 5 тыс. руб.; на должностных лиц - 30 тыс. руб.;

-       на юридических лиц - 300 тыс. руб.

Важный нюанс в том, что в законе отдельно прописано, что индивидуальные предприниматели несут административ­ную ответственность как юридические лица. То есть штраф в данном случае для них также составит - 300 тыс. руб.

Несомненно то, что следствием вышеуказанных законо­дательных поправок будет проявление некоторого правового нигилизма со стороны представителей бизнес сообщества. По­ложения закона потребуют апробацию в условиях его практи­ческого применения, которое в обязательном порядке займет определенный период времени. Это в свою очередь потребует со стороны контролирующих органов именно сервисного (об­служивающего), а не карающего подхода в своей деятельно­сти, нацеленного на разъяснительную работу с бизнесменами и предпринимателями.

«Контроль - одна из важнейших функций государствен­ного управления», - указывает В. И. Майоров. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной опеки со сторо­ны государства правовыми актами контрольные полномочия субъектов власти ограничивают и предоставляют им возмож­ность осуществлять только надзор.

Полагаем, что в условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность предприятий, организаций, жизнь граждан, перехода к правовому государству роль над­зора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. В чем же заключаются цели и задачи надзорной деятельности в государственном управлении? Они оказывают решающее влияние на основные направления деятельности, наконец, на санкции, которые обеспечивают принуждение к должному поведению в отношении охраняемого законом объекта. Что­бы обеспечить безопасность граждан, общества и государства, необходимо охранять соответствующие общественные отно­шения и материальные ценности не только от правонаруше­ний, но и от противоправных действий и стихийных явлений. Поэтому субъекты надзорной деятельности, прежде всего, обязаны заботиться о недопущении вредных последствий, вы­явлении обстоятельств, которые могут быть их причиной, и принимать меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом выявлять виновных и решать вопрос об их от­ветственности.

Стоит согласиться с мнением профессора В. И. Майорова о том, что «Контроль и надзор за соблюдением норм, правил и стандартов в сфере дорожного движения должны осущест­вляться не только в отношении непосредственных участников транспортного процесса, но и к юридическим и физическим лицам, допускающим противоправные действия на стадии подготовки и обеспечения (обслуживания) этого процесса. Представляется, что это является одной их главных проблем контрольно-надзорной деятельности в сфере дорожного движения».


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика