Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Универсальные международно-правовые рамки борьбы с насилием в отношении детей
Научные статьи
08.09.17 14:58
АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов

ГУГУНСКИЙ Денис Андреевич
старший преподаватель кафедры международного права Российского университета дружбы народов

КОНЕВА Александра Евгеньевна
кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов.

В последние годы защита детей от насилия превратилась из во многом малознакомой темы в растущую глобальную проблему. На основе международных стандартов в области прав человека и проведенного ООН исследования о насилии в отношении детей сформировалось растущее понимание того, как дети подвергаются насилию, укрепилась готовность обе­спечить их безопасность и защиту, а также были предприняты серьезные усилия по мобилизации в странах поддержки рабо­ты по предотвращению и пресечению насилия в отношении детей, а также по содействию изменению установок и поведе­ния, оправдывающих насилие.

Под термином «насилие» понимаются все формы фи­зического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обра­щения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексу­альное злоупотребление в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. Вместе с тем, обычно термин «насилие» понимается только как физический вред и/ или намеренный вред. Однако, выбор термина «насилие» ни в коей мере не должен трактоваться для сведения к минимуму значения и необходимости рассмотрения нефизических и/или ненамеренных форм вреда.

В соответствии с международным правом государства должны прилагать усилия и предупреждать насилие или на­рушения прав человека, защищать детей-жертв и свидетелей от нарушений прав человека, проводить расследование и на­казывать виновных и обязанность обеспечивать доступ к воз­мещению в случае нарушения прав человека. Независимо от того, применяется ли насилие, на государствах лежит по­зитивное и активное обязательство по оказанию поддержки и помощи родителям и другим опекунам в обеспечении в пределах своих способностей и финансовых возможностей, а также с учетом развивающегося потенциала ребенка, условий жизни, необходимых для его оптимального развития.

Случаи жестокого наказания, половых злоупотреблений, убийств и других форм насилия в отношении детей, к сожа­лению, происходили давно. Вместе с тем, лишь в последнее время международным сообществом было указано на острый и требующий безотлагательного решения характер этой гло­бальной проблемы.

Насилие в отношении детей приобретает различные формы и определяется целым рядом факторов: от личных особенностей потерпевших и исполнителей до их культурно­го и физического окружения. Вместе с тем значительная часть информации о насилии в отношении детей остается неизвест­ной, сокрытой по целому ряду причин. Одна из них заключа­ется, безусловно, в страхе — дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них. Во многих случаях родители, ко­торые на самом деле должны защищать своих детей, к сожа­лению, хранят молчание, если насилие совершается: супругом или другим членом семьи, работодателем, сотрудником по­лиции и т.п. Страх тесно связан со стигматизацией, что часто проявляется, особенно в тех местах, где семейная «честь» ста­вится выше безопасности и благосостояния детей. В частности, сообщения о случаях изнасилования могут повлечь за собой остракизм, дальнейшее насилие или даже смерть.

Социальная приемлемость насилия также является важ­ным фактором — как дети, так и исполнители могут считать физическое, половое и психологическое насилие неизбежным и нормальным явлением. Дисциплина через посредство при­менения физических и унижающих достоинство наказаний, притеснения или сексуальные домогательства часто считается обычным явлением. Это находит свое отражение в отсутствии прямо предусмотренного законом запрета телесных наказа­ний. Cегодня по крайней мере в 106 странах не запрещается применение телесных наказаний в школах, в 147 странах это не запрещается в альтернативных учреждениях по уходу за детьми и лишь в 16 странах такие наказания запрещаются в семьях.

Насилие также остается незамеченным, поскольку для детей или взрослых не предусмотрено безопасных или надеж­ных путей информирования о случаях насилия. В некоторых районах мира население не доверяет полиции, сотрудникам социальных служб или другим обличенным властью лицам, в других районах, особенно в сельских, не существует каких- либо органов власти, к которым можно было бы обратиться.

Приведем некоторые примеры, свидетельствующие о масштабах насилия в отношении детей:

  • На основании ограниченных данных по странам ВОЗ подготовила оценку, согласно которой в 2002 году в мире по­гибло почти 53 000 детей в результате убийств;
  • Исследования, проведенные во многих странах во всех регионах мира, свидетельствуют о том, что от 80 до 98 % де­тей страдают от физического насилия в семьях и более одной трети становятся жертвами жестоких физических наказаний с применением тех или иных предметов;
  • Недавно в рамках глобального обследования состояния здоровья в школах, которое было проведено в целом ряде раз­вивающихся стран, было установлено, что от 20 до 65 % детей школьного возраста сообщили, что за последние 30 дней они подвергались устному или физическому насилию. Такое наси­лие также часто встречается в развитых странах;
  • По оценкам ВОЗ, в 2002 г. 150 миллионов девочек и 73 миллиона мальчиков в возрасте до 18 лет вступали в принуди­тельную половую связь или подвергались иным формам по­лового насилия;
  • По оценкам ВОЗ, от 100 до 140 миллионов девочек и женщин в мире подвергались в той или иной форме калеча­щим операциям на женских половых органах/обрезанию. По оценкам ЮНИСЕФ в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, Египте и Судане, ежегодно 3 миллиона девочек и женщин подвергаются таким операциям/обрезанию;

• Оценки МОТ свидетельствуют о том, что в 2004 г. 218 миллионов детей занимались детским трудом, из которых 126 миллионов находились на опасной работе.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дети младшего возраста в большей степени подвергаются опасности физического насилия, тогда как половое насилие касается прежде всего тех, кто достиг половой зрелости или подросткового возраста. Мальчики в большей степени под­вергаются опасности физического насилия, чем девочки, тогда как девочки сталкиваются с более высокой опасностью стать жертвами полового насилия. Важную роль играют также со­циальные и культурные модели поведения и стереотипные роли, а также социально-экономические факторы, такие, как уровень доходов и образование.

Некоторые группы детей особенно уязвимы по отноше­нию к насилию. К их числу относятся дети-инвалиды, дети — представители коренных народов, беспризорные дети, дети- беженцы.

К числу факторов, которые вероятнее всего будут играть позитивную роль в семьях и других окружениях, относятся добросовестный подход к выполнению родительских обязан­ностей, а также позитивная дисциплина, не связанная с наси­лием. К числу факторов, способствующих защите от насилия в школах, относятся соответствующая проводимая на уровне школ политика и эффективная учебная программа, способ­ствующие формированию подходов и моделей поведения, не связанных с насилием и дискриминацией.

Исследования позволили определить ряд факторов, ко­торые, как представляется, способствуют укреплению сопро­тивляемости среди детей, ставших жертвами насилия. К числу таких факторов повышения сопротивляемости относят­ся привязанность ребенка к взрослому члену семьи, наличие неусыпного родительского ухода в детском возрасте, а также доверительных отношений со сверстниками, которые не зло­употребляют наркотическими средствами и сторонятся пре­ступной среды.

Хотя последствия насилия для детей могут меняться в за­висимости от его характера и степени тяжести, краткосрочные или долгосрочные последствия весьма часто имеют пагубный характер. Насилие может повлечь за собой повышение уяз­вимости к возникновению длительных социальных, эмоци­ональных и познавательных дефектов, а также склонность к поведению, связанному с опасностью для жизни, например злоупотреблению наркотиками и преждевременному всту­плению в половую жизнь. К числу связанных с этим проблем медицинского и социального характера относятся моральные и депрессивные расстройства, галлюцинации, снижение про­изводительности, расстройства памяти, а также агрессивное поведение. Насилие в раннем возрасте может стать причиной последующих заболеваний легких, сердца и печени, заболева­ний, передаваемых половым путем, и гибелью зародышей во время беременности, а также насилия в отношении половых партнеров и попыток самоубийства.

Семья является естественной и основной ячейкой обще­ства, как это провозглашено в статье 16 Всеобщей декларации прав человека и статьях 10 и 23 Международных пактов об эко­номических, социальных и культурных правах и о граждан­ских и политических правах, соответственно. Основная идея Конвенции о правах ребенка, изложенная в преамбуле к ней, заключается в том, что семья является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, в связи с чем признается, что семья обладает самыми широкими воз­можностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности. Неприкосновенность семей ценят во всех обществах, а право на невмешательство в част­ную и семейную жизнь, неприкосновенность домашнего очага и переписки гарантируется в международных документах по правам человека (например, ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах). Искоренение насилия в отношении детей и принятие соответствующих ответных мер, вероятнее всего, является самой сложной задачей в контексте семьи.

В последние десятилетия получили признание и были документально зафиксированы случаи насилия в отношении детей, совершаемого родителями и другими близкими члена­ми семьи, — физического, сексуального и психологического насилия, а также преднамеренного оставления без внимания. С самого младенческого возраста до 18 лет дети уязвимы по отношению к различным формам насилия в их семьях. В зави­симости от возраста и уровня развития потерпевшего испол­нители могут быть различными (родители, мачеха или отчим, приемные родители, братья или сестры и т.д.).

В большинстве случаев физическое насилие в отношении детей в семьях не носит смертельного характера и не влечет за собой нанесения постоянных или серьезных видимых теле­сных повреждений. Вместе с тем в некоторых случаях насилие в отношении самых маленьких детей в семье становится при­чиной необратимых дефектов и даже гибели, хотя исполни­тели могли и не ставить себе целью нанесение такого ущерба. Проведенные в различных странах исследования показали, что синдром «травматической тряски младенца», т.е. тряски маленьких детей, часто становится причиной травмы головы и серьезных черепно-мозговых травм.

Физическое насилие часто сопровождается психологиче­ским насилием. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическо­му развитию и благосостоянию ребенка, особенно если они идут от уважаемого взрослого человека, каким является роди­тель. Крайне важно, чтобы родители стремились применять лишь ненасильственные методы дисциплины.

Насилие в школах и учебных заведениях. В боль­шинстве стран дети проводят больше времени на попечении взрослых в учебных заведениях, чем где бы то ни было еще за пределами своих семей. Школы играют важную роль в деле за­щиты детей от насилия. Взрослые, осуществляющие контроль за учебными заведениями и работающие в них, обязаны обеспечивать безопасные условия, способствующие сохранению достоинства детей и их развитию.

Для многих детей столкновение с насилием происходит в учебных заведениях, и это может заставить их стать на путь на­силия. Общественное восприятие насилия в школах окрашено тем, какое внимание уделяют средства массовой информации экстремальным случаям, сопряженным с перестрелками и по­хищением школьников. Вместе с тем гибель и серьезные ра­нения детей в результате насилия гораздо реже происходят в школах, чем в их домах или более широкой общине.

Насилие, совершаемое учителями или другими работ­никами школ при явном или неявном одобрении со стороны министерств образования и других органов, осуществляющих контроль за работами школ, включает телесные наказания, жестокие и унижающие достоинство формы психологиче­ского наказания, половое и гендерное насилие и хулиганские действия. Телесные наказания, такие, как избиение и битье указкой, являются стандартной практикой в школах во многих странах. В Конвенции о правах ребенка 1989 г. предусматрива­ется, что государства-участники должны принять все надлежа­щие меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина осуществлялась в форме, совместимой с Конвенцией. По дан­ным Глобальной инициативы за прекращение всех форм теле­сного наказания в отношении детей, в 102 странах телесные наказания в школах запрещены, однако обеспечение соблюде­ния этого запрета носит непоследовательный характер. Кро­ме того, на школах отражаются события в общине в целом, на­пример, широкое распространение бандитской культуры или преступной деятельности бандитских группировок, особенно связанной с наркотиками.

Насилие на рабочем месте. Существует мало данных о насилии в отношении работающих детей, особенно занятых в неформальном секторе16. Международными стандартами, такими, как Конвенция МОТ № 138 (1973) о минимальном воз­расте для приема на работу, предусматривается, что дети, не достигшие минимального возраста для поступления на рабо­ту, не могут быть приняты на работу. В различных регионах насилие, физическое, половое и психологическое, затрагивает многие миллионы детей, работающих на законной и незакон­ной основе. Насилие может использоваться для того, чтобы принуждать детей работать, наказывать их или осуществлять контроль на местах работы. Некоторые категории незаконно­го труда считаются «наихудшими формам детского рабства» и таким образом представляют собой насилие в отношении детей.

Согласно информации об актах насилия в отношении детей на работе, в большинстве случаев насилие совершается «работодателями», однако может также совершаться и колле­гами, клиентами, бригадирами, покупателями, полицейски­ми, преступными группировками, а в случае сексуальной экс­плуатации — сутенерами.

Самой широко распространенной категорией занятости для девочек в возрасте до 16 лет является работа в качестве до­машней прислуги, которая часто принимает форму нерегули­руемого труда и эксплуатации, а в некоторых случаях — под­невольного труда и рабства. Некоторые страны считают такую работу наихудшей формой детского труда в соответствии с Конвенцией МОТ № 182 (1999) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Ра­ботающие дети сообщают о таких случаях жестокого обраще­ния, как физические наказания, унижение и половые посяга­тельства, а дети, работающие в качестве домашней прислуги, сообщают, что они постоянно подвергаются унижениям.

Вовлечение детей в возрасте до 18 лет в занятие прости­туцией, детскую порнографию и аналогичные сферы пред­ставляет собой насилие. По оценкам, ежегодно в эти сферы попадает 1 миллион детей. Многие из них подвергаются при­нуждению, являются жертвами похищений, торговли или обмана с целью вовлечения их в эту деятельность, или же яв­ляются жертвами торговли людьми. Помимо полового наси­лия, которое неотъемлемо от детской проституции, девочки и мальчики, вовлеченные в проституцию и смежные области, часто страдают от физического и психологического насилия, а также от отсутствия ухода. Они часто не имеют возможности обратиться за помощью, а при попытке сделать это с ними обращаются как с преступниками, лишенными свободы и не имеющими достаточных возможностей оспорить принятые в отношении них меры.

Насилие в общине. Община является источником защи­ты и поддержки для детей, но она также может стать и местом насилия, в том числе насилия со стороны сверстников, наси­лия, связанного с огнестрельным или иным оружием, насилия со стороны бандитских группировок, насилия со стороны по­лиции, физического и сексуального насилия, похищений и торговли людьми. Насилие может также ассоциироваться со средствами массовой информации и новыми информацион­но-коммуникационными технологиями. Дети более старшего возраста в большей степени подвергаются насилию в общине, а девочки — большей опасности полового и гендерного наси­лия. Большие вопросы возникают в связи с насилием в среде коренных народов.

Иногда печатные и визуальные средства массовой инфор­мации, включая телевизионные программы, фильмы, а также видеоигры, представляют насилие в качестве обычного явле­ния или даже прославляют его, в том числе насилие в отноше­нии детей. Интернет также стимулировал производство, рас­пространение и использование материалов с изображением полового насилия в отношении детей. Интернет используется для онлайновых домогательств или «обработки» (т.е. попыток заручиться доверием ребенка и втянуть его в ситуацию, где ему может быть нанесен ущерб). Он также подвергает детей воздействию насильственных или порнографических матери­алов, преследованию или запугиванию, в том числе хулиган­ским выходкам со стороны взрослых и других детей.

В целом на настоящем этапе государства реализуют многочисленные инициативы по предупреждению насилия в отношении детей и реакции на такое насилие. Однако, по мнению Комитета ООН по правам ребенка, несмотря на эти усилия, нынешние инициативы являются неэффективными. Правовые структуры в большинстве государств по-прежнему не могут обеспечить запрещение всех форм дискриминации в отношении детей, и там, где есть соответствующие законы, их исполнение зачастую является недостаточным. Широко распространенные взгляды и практика в обществе и культу­ре способствуют сохранению насилия. Результаты принятых мер являются ограниченными в связи с недостатком знаний, информации и понимания насилия в отношении детей и его коренных причин, усилиями, сосредоточенными скорее на симптомах и последствиях, чем на причинах, и в связи с при­меняемыми стратегиями, которые скорее являются раздро­бленными, чем объединенными. Средства, выделяемые для решения этих проблем, являются недостаточными.

Российская Федерация уделяет значительное внимание проблематике защиты детей от насилия, регулярно отчиты­ваясь перед Комитетом ООН по правам ребенка о выполне­нии обязательств по Конвенции о правах ребенка, включая ст. 19. Среди принятых государством мер в рассматриваемой области стоит отметить: ратификацию Факультативного про­токола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии в 2013 г., Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах в 2008 г., Конвенции Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера в 2013 г.; принятие Закона о внесении изменений в законодательные акты Россий­ской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или пред­метов с порнографическими изображениями несовершенно­летних 2013 г.; принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.; создание Следственного ко­митета для выявления, расследования, преследования и нака­зания актов пыток, насилия и бесчеловечного или унижающе­го достоинство обращения в отношении детей и пр.

Вместе с тем, прилагаемые усилия недостаточны для эф­фективной борьбы с насилием, в связи с чем Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал России принять меры по прове­дению независимого мониторинга и посещения мест лишения свободы без предварительного уведомления и осуществления программ всеобъемлющей подготовки для сотрудников орга­нов безопасности и полиции в целях предупреждения случаев жестокого обращения; проведению расследований по всем ут­верждениям о жестоком обращении и по всем заявлениям о насилии и нападениях по отношению к группам меньшинств, а также осуществления преследования и наказания соверша­ющих подобные деяния. Комитет также рекомендовал России запретить в законодательном порядке применение всех форм телесного наказания во всех местах, в частности в семьях и уч­реждениях альтернативного ухода за детьми, и предусмотреть в соответствии с его законодательством механизмы соблюде­ния закона, включая соответствующие санкции в случаях нару­шений. Также Комитет призвал разработать комплексную на­циональную стратегию предотвращения и искоренения всех форм насилия в отношении детей, а также принять безотлага­тельные меры по расследованию любой информации о сексу­альных надругательствах над детьми, включая детей из групп ЛГБТИ. Комитет выразил обеспокоенность засилием вредных практик в отношении девочек в регионе Северного Кавказа, в связи с чем рекомендовал государству-участнику принять все необходимые меры, чтобы: а) обеспечить оперативное, бес­пристрастное и эффективное расследование всех актов наси­лия в отношении женщин и девушек, включая «убийства на почве оскорбленной чести» и «похищения невест» на Север­ном Кавказе, привлечение к ответственности, преследование и наказание всех виновных в совершении подобных преступле­ний и возмещение вреда жертвам; b) не допускать вступления в брак несовершеннолетних девочек в регионе посредством разработки и осуществления комплексных программ повы­шения осведомленности о негативных последствиях ранних браков для осуществления прав девочек на здоровье, образо­вание и развитие, привлекая к этой деятельности, в частности, традиционных и религиозных лидеров, родителей и депута­тов местных органов управления, а также запрещения в зако­нодательном порядке отчисления детей из школы по причине вступления в брак.

Таким образом, на современном этапе, несмотря на зна­чимый прогресс на пути борьбы с насилием в отношении де­тей, на фоне вышеобозначенных проблем в данной области видится необходимым укрепление национальных усилий по осуществлению для освобождения детей от насилия, пре­жде всего на основе принятия и осуществления комплексных многосекторальных национальных повесток дня, которые в на­стоящее время приняты более чем в 90 странах, принятие в национального законодательства, запрещающего все формы насилия в отношении детей, а также укрепление систем сбо­ра данных, в том числе на основе проведения обследований до­мохозяйств.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика