Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проекты электронного участия в институциональной структуре электронного управления стран ЕАЭС
Научные статьи
08.09.17 15:51
БОЛГОВ Радомир Викторович
кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

КАРАЧАЙ Виталина Анатольевна
кандидат политических наук, научный сотрудник Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

Введение

21 декабря 2015 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета было одобрено решение о формиро­вании нового направления в рамках деятельности Коллегии Евразийской экономической комиссии - внутренних рынков, информатизации, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Решение вступило в силу с февраля 2016 года.

Карине Минасян (Армения) была назначена ответствен­ной за вопросы информатизации, ИКТ, информационного взаимодействия, а также функционирование внутренних рын­ков. Таким образом, членами ЕАЭС была подчеркнута важ­ность формирования общей цифровой повестки дня.

Внедрение и развитие инструментов электронного уча­стия позволяет привлечь различные группы граждан в го­сударственной политике и содействовать созданию новых эффективных форм взаимодействия между гражданами и го­сударством посредством двустороннего обмена информацией.

Таким образом, представляется перспективным анализ возможностей и перспектив электронных услуг, обеспечиваю­щих электронное взаимодействие между гражданами и госу­дарственными органами, оценка новых механизмов обратной связи, определение наиболее востребованных услуг с помо­щью анализа соответствующих петиций.

Стоит отметить, что технологии электронного управле­ния могут быть использованы не только для создания инве­стиционной привлекательности регионов и страны, а также улучшение качества жизни, но и для достижения целей в об­ласти успешной интеграции и опережающего развития. Та­ким образом, важно исследовать национальную специфику внедрения информационных технологий и разработать реко­мендации для общего развития электронного управления в евразийском регионе.

Целью данной работы является определение специфи­ки текущего развития электронного участия в странах ЕАЭС в контексте формирования институциональной структуры электронного управления.

  1. 1. Обзор литературы

ЕАЭС стал воплощением идеи единого экономического пространства. В настоящее время обсуждается ряд экономиче­ских и правовых вопросов, связанных с этой темой. Проблема развития электронного управления в странах постсоветского пространства, в том числе в странах ЕАЭС, рассматривается в качестве ключевого компонента информационного обще­ства. Согласно исследованиям, основным препятствием для развития информационного общества в переходных странах является низкий уровень демократии, низкий уровень эко­номического развития. Развитие электронного управления в странах ЕАЭС анализируют Д. Марушка и М. Абламейко, Г. Юнусбекова, Т. Пардо и Е. Стырин

Правовые аспекты развития информационного общества и сравнительный анализ внедрения электронного управления в странах-членах ЕАЭС приведен в работах В. Карачай и Р. Болгова8 9. Вопрос измерения и оценки социально-экономиче­ских и политических последствий электронного управления, включая влияние электронного участия и открытых данных, изучается в работе Ю. Мисникова. А. Сидеридис и др. изуча­ют вопрос об интеллектуальных системах для электронного управления в рамках приграничного сотрудничества. Кол­лектив авторов анализирует перспективы и подходы к элек­тронной идентификации граждан.

Однако, несмотря на развитие отдельных аспектов элек­тронного управления в евразийском регионе, отсутствуют комплексные сравнительные исследования, касающиеся во­просов электронного участия в рамках электронного управ­ления в странах ЕАЭС. Данное предварительное исследование направлено на восполнение пробела в этой области.

  1. 2. Методология исследования

В данной статье представлены предварительные результа­ты сравнения проектов электронного участия в контексте ин­ституциональной структуры электронного управления стран- членов ЕАЭС. Для проведения исследования мы используем метод структурного анализа политики, что позволяет анали­зировать различные уровни электронного управления систе­мы принятия решений в определенной политической струк­туре, состоящей из элементов и связей между ними.

Для изучения развития проектов электронного участия в государствах ЕАЭС было проведено обследование 1) право­вой базы электронного управления и электронного участия; 2) институтов электронного управления и кадрового потенциа­ла; 3) инструментов общественного участия. Кроме того, руко­водствуясь методологией измерения и оценки электронного участия (METEP), разработанной Отделом государственного управления и управления развитием (DPADM) ЮНДЕСА, для изучения продвижения успешных технологий электронного участия в странах ЕАЭС, мы стремились определить барьеры для участия граждан в публичном процессе; изучить эффек­тивные инструменты общественного участия; проанализиро­вать потенциал для оценки прогресса электронного участия.

  1. 3. Оценка ООН электронного участия в странах ЕАЭС

Инструменты электронного участия могут влиять на ха­рактер управления, сделать его более прозрачным. Кроме того, развитие механизмов электронного управления может способствовать расширению возможностей для участия граж­дан в государственной политике.

Уровень зрелости электронного управления может ча­стично характеризоваться положением государства в соот­ветствующих международных рейтингах. Индекс развития электронного правительства ООН высчитывается для каж­дой страны путем усреднения результатов трех показателей: уровень развития электронных услуг, инфраструктуры и че­ловеческого капитала. Индекс электронного участия оцени­вается отдельно, и его показатели влияют на индекс развития электронного правительства. Индекс электронного участия направлен на оценку уровня сотрудничества между государ­ством и гражданами с использованием инструментов Web 2.0: блоги, социальные сети, мобильная связь и т.д.

значительный прогресс России (с 86-й позиции в 2010 году до 32 в 2016 году), падение показателей Казахстана (с 3-го места в 2012 г. до 67-го в 2016 г.) и сильные колебания показателей Армении (с 135-й позиции в 2010 году до 59-й в 2014 году и падение до 84-й в 2016 г.)

В частности, рост показателей России в 2010-2012 гг. стал возможным благодаря развитию сектора ИКТ и развития электронного управления инфраструктурой, включая раз­работку веб-сайта правительства и активной презентации в интересах Российской Федерации в рамках сотрудничества с международными организациями. Главным преимуществом стало создание Единого портала государственных услуг.

Вообще, стоит отметить, что электронное правительство активно развивается в России в течение последних нескольких лет. 35 % госуслуг в 2014 году было оказано в электронном виде. С начала 2015 года насчитывалось 28,8 млн. посещений обще­го портала государственных услуг; с момента его запуска было зафиксировано 205 миллионов посещений. Среднесуточное количество посещений за указанный период составляет около 200 тысяч.

Таким образом, несмотря на положительную динамику некоторых государств-участников (Беларусь, Кыргызстан) за последние два года в Индексе электронного участия, стоит от­метить, что граждане стран-членов Евразийского экономиче­ского союза являются скорее пассивным получателями госу­дарственных услуг, чем соавторами общественных ценностей. Таким образом, для повышения показателей Индекса госу­дарственная политика должна быть направлена на включение граждан в процесс принятия решений.

  1. 4. Результаты исследования.

В рамках институциональной структуры электронного управления в Евразийском экономическом союзе

С целью исследования электронного участия в странах ЕАЭС в рамках институциональной инфраструктуры элек­тронного управления были проанализированы норматив­но-правовая база электронного управления, ответственные учреждения (институты), а также технологии общественного участия.

4.1. Нормативно-правовая база электронного управ­ления

Нормативная формализация электронного управления и развития электронного участия позволит создать эффектив­ные инструменты вовлечения граждан в государственной по­литике и процессе принятия решений.

Нормативно-правовая база электронного управления в Армении.

Основными законодательными актами по вопросам элек­тронного управления в Армении являются: Концепция раз­вития сферы информационных технологий (2008 года); Закон об электронной связи; Закон об электронных документах и электронной подписи (2004); Концепция внедрения системы электронного управления в Республике Армения.

Стоит отметить, что законодательство по вопросам раз­вития электронного управления в Армении нуждается в развитии. Так, некоторые законодательные акты утратили свою силу, например, Концепция развития электронного сообщества (25 февраля 2010). Только таким образом мож­но было бы рассмотреть вопрос о реальном участии граж­дан в государственной политике с использованием ИКТ- инструментов.

Нормативно-правовая база электронного управления в Беларуси.

Основными законодательными актами по вопросам электронного управления в Беларуси являются: Стратегия развития информационного общества до 2015 года (2010); Национальная программа по развитию в сфере ИКТ (28 марта 2011 г.); Постановление Совета Министров Республи­ки Беларусь об основных электронных услугах (10 февраля 2012 г.); Указ Президента о некоторых вопросах развития ин­формационного общества в Республике Беларусь (8 ноября 2012 года); Закон об электронном документе и электронной подписи (28 декабря 2009 г.); Закон об информации, инфор­матизации и защите информации (10 ноября 2008 г.); «Элек­тронная Беларусь» (2002).

Тем не менее, несмотря на солидную законодательную базы по вопросам электронного управления в Беларуси, глав­ная проблема в реализации электронного управления заклю­чается в формировании срочного концептуальной и законо­дательной базы для развития электронного взаимодействия между гражданами и государством. Кроме того, стоит офор­мить законодательно термины «электронное правительство», «электронные услуги», разработать проект закона о доступе граждан к публичной информации.

Таблица 1.

Приоритеты развития информационного общества (в стратегиях и программах стран ЕАЭС)

Приоритеты

Страны

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Электронное правительство

С

С, П

П

С

С, П

Электронное образование

 

С, П

 

 

 

Электронное здравоохранение

 

С, П

 

 

С

ИКТ-инфраструктура

С

С

П

С

С

Информационная безопасность

С

П

 

С

С


Нормативно-правовая база электронного управления в Казахстане.

Основными законодательными актами по вопросам элек­тронного управления в Казахстане являются: Закон об инфор­матизации (11 января 2007 г.); Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, касающиеся электронного правительства и вопросов мобильного прави­тельства (июль, 2014); Закон об электронных документах и электронной подписи; Государственная программа «Инфор­мационный Казахстан - 2020».

Таким образом, развитие электронного управления в Ка­захстане поддерживается существенной нормативной базой. Тем не менее, основная проблема в реализации электронно­го управления заключается в отсутствии критической массы граждан, которые готовы пользоваться услугами электронно­го управления. Граждане недостаточно заинтересованы в уча­стии в проектах электронного управления.

Нормативно-правовая база электронного управления в Кыргызстане.

Основными нормативными документами по развитию электронного управления в Кыргызстане являются: Програм­ма развития ИКТ (8 ноября 2001 г.); «ИКТ для развития Кыр­гызской Республики» Национальная стратегия (2002); Закон об информатизации (1999); Программа по развитию электронно­го правительства (2013-2017 годы).

Стоит отметить, что Кыргызстан находится на начальном этапе развития электронного управления. Реализация буду­щих проектов электронного управления будет регулироваться национальной программой «Электронный Кыргызстан 2020­2025». В рамках этой программы будет создана необходимая ИКТ-инфраструктура.

Нормативно-правовая база электронного управления в России.

Основные законодательные акты по вопросам электрон­ного управления в России следующие: Стратегия развития ин­формационного общества (2008); Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020); Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муници­пальных услуг» (27 июля 2010); Указ Президента № 601 (7 мая 2012) «Об основных направлениях совершенствования систе­мы государственного управления».

Важно отметить, что в рамках законодательства Россий­ской Федерации определяются основные ключевые термины, приоритеты и цели информационного общества, ответствен­ные лица, «зоны компетенции». Тем не менее, часто проекты развития электронного управления в России осуществляются вне рамок соответствующих стратегий и программ.

На основании результатов анализа законодательства ин­формационного общества в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России, можно увидеть, что в Казахстане и Ар­мении нет стратегии развития информационного общества (как самостоятельный документ, как те, которые существуют в России, Киргизии и Беларуси). Принимая во внимание цен­трализацию власти в Казахстане и Армении, разумно предпо­ложить, что при наличии стратегий уровень развития инфор­мационного общества мог бы быть гораздо выше, чем сейчас.

С целью анализа приоритетов развития информацион­ного общества в странах EAEU, были рассмотрены соответ­ствующие программы и стратегии. В случае, если элемент присутствует в стратегии, мы отмечали его как «С», в случае наличия элемента в Национальной программе мы маркиро­вали его как «П».

Таблица 1 показывает, что электронное правительство и развитие ИКТ-инфраструктуры определены в качестве при­оритетных практически во всех программах и стратегиях. В то же время, такие важные компоненты информационного общества как электронная идентификации и регистрации граждан, а также ИКТ в гражданском обществе не упомина­ются в программах и стратегиях этих стран, за исключением Кыргызстана.

Таким образом, на основе анализа законодательства по вопросам электронного управления в странах ЕАЭС, стоит отметить общие черты. В частности, все страны имеют общие приоритеты в области развития - связи, ИКТ, цифровой под­писи, электронного правительства, информационной безо­пасности. Эти приоритеты оформлены в соответствующих на­циональных программах и стратегиях. Тем не менее, вопросы электронной коммерции, развития инструментов электрон­ного участия, электронного обучения и т.д. находятся вне за­конодательной базы.

4.2. Институты электронного управления.

Ситуация в Армении.

Основные государственные органы, ответственные за раз­витие электронного управления в Армении, следующие:

-      Министерство транспорта и коммуникаций (ответствен­ное за разработку и реализацию государственной политики в области связи и информатизации в Армении);

-      Министерство экономики (ответственное за реализа­цию экономической государственной политики в Армении, привлекает инвестиции для инновационных предприятий; поддерживает IT-производителей, способствует регионально­му сотрудничеству);

-      Комиссия по регулированию государственных услуг (от­ветственная за лицензирование в Республике Армения).

Внедрение ИКТ и создание современной информацион­но-коммуникационной инфраструктуры являются приори­тетными направлениями деятельности правительства Арме­нии.

Ситуация в Беларуси.

Основными ответственными органами по вопросам раз­вития электронного управления в Республике Беларусь явля­ются Министерство связи и информатизации (Департамент информатизации); Департамент по эксплуатации информа­ционных систем «Национальный центр электронных услуг»; Институт прикладных программных систем; Ассоциация «Инфопарк».

Стоит отметить, что на текущий момент электронное управление в Беларуси до сих пор не стало инструментом для сотрудничества между государством и гражданами. Необхо­димо развитие «зрелости» институтов электронного управле­ния, а также разработка соответствующей нормативно-право­вой базы.

Ситуация в Казахстане.

Основные органы, ответственные за вопросы развития электронного управления в Республике Казахстан, следую­щие: Министерство инвестиций и развития (Комитет по свя­зи, информатизации и информации); Национальный опе­ратор в области информационных технологий Республики Казахстан «Национальные информационные технологии»; Центр компетенций электронного правительства; Националь­ный информационно-коммуникационный холдинг «Зерде»; Национальная компания «Казконтент» (ответственный испол­нитель для единой транспортной среды государственных орга­нов Республики Казахстан); «Центр электронной коммерции» (единый оператор электронных государственных закупок); Международный университет информационных технологий, «Lincompany» (проводит исследования торговли); Департа­мент по информатизации и защите информационных ресур­сов Администрации Президента.

Несмотря на солидную институциональную базу и соз­дание существенной технологической основы для развития проектов электронного управления, специфика развития электронного управления в Казахстане заключается в том, что самые масштабные проекты по внедрению электрон­ного управления были реализованы международными IT- компаниями.

Ситуация в Кыргызстане.

Основными ответственными органами по вопросам раз­вития электронного управления в Кыргызской Республике являются: Министерство транспорта и связи (Центр развития ИКТ); Центр электронного управления Правительства Кыр­гызской Республики (до 2015 года); Совет по ИКТ при Пре­зиденте Кыргызстана (несет ответственность за координацию деятельности по определению и разработке стратегических направлений информатизации, телекоммуникации и приме­нения современных ИКТ); Центр общественной информации при Администрации Президента (способствует укреплению прозрачности и подотчетности органов государственной вла­сти к деятельности гражданского общества, подает офици­альную информацию общественности к гражданам); Фонд «Сорос-Кыргызстан» (отвечает за разработку и реализацию документов по деятельности местных органов власти); Фонд развития ИКТ; Общественный фонд «Информация Про­движение»; Гражданская инициатива «Интернет-политика»; «Кыргызтелеком» (национальный оператор электронного правительства); Ассоциация операторов связи; Ассоциация специалистов ИКТ-сферы. Особенностью здесь является боль­шое число негосударственных и частных инициатив и струк­тур.

В соответствии с повесткой дня правительства, планиру­ется объединить 68 органов государственной власти в общую электронную сеть до 2016 года. Также планируется завершить формирование необходимой ИКТ-инфраструктуры и осуще­ствить перевод государственных услуг в электронном виде до 2025 года.

Ситуация в России.

Основным органом, ответственным за развитие электрон­ного управления и внедрения в России является Министерство связи и массовых коммуникаций (Департамента развития электронного правительства). Департамент отвечает за реги­ональную информатизацию; предоставление электронных услуг для граждан и бизнеса; развитие инфраструктуры элек­тронного правительства и т.д.

Департамент по координации информатизации Мини­стерства связи и массовых коммуникаций отвечает за мето­дическое обеспечение органов государственной власти по во­просам ИКТ и региональной информатизации. Кроме того, Министерство связи и массовых коммуникаций имеет много консультативных органов, таких как правительственная ко­миссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации; Экспертный совет по вопросам использо­вания облачных вычислений; Правительственная комиссия по коммуникациям; Совет по региональной информатизации; Экспертный совет по вопросам развития информационных технологий; Консультативный совет по вопросам развития электронного управления и т.д.

Кроме того, Департамент государственного регулиро­вания в экономике Министерства экономического развития несет ответственность, в частности, по вопросам повышения качества государственных электронных услуг и информацион­ных систем государственного управления; обеспечивает функ­ционирование портала открытых данных data.gov.ru и т.д.

Функции контроля и надзора за СМИ (в том числе в элек­тронном виде), информационные технологии и обработка персональных данных осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации (Роскомнадзор).

Комитет по информационной политике, информаци­онным технологиям и связи Государственной Думы несет от­ветственность за законодательное регулирование в области информационных технологий и массовых коммуникаций. Де­партамент информационных технологий и связи Правитель­ства Российской Федерации несет ответственность за разработ­ку и реализацию проектов электронного управления. Кроме того, Временная комиссия по вопросам развития информаци­онного общества Совета Федерации функционирует для обе­спечения законодательного регулирования в области развития информационного общества в России.

Для реализации «Открытого правительства» в России существуют специальные органы, ответственные за его реали­зацию: правительственный Департамент по формированию системы открытого правительства и правительственная Ко­миссия по координации деятельности открытого правитель­ства (главой Комиссии является Премьер-министр РФ).

Таким образом, общей чертой в институциональной структуре электронного управления во всех странах Евразий­ского экономического союза является существование специ­альных учреждений, отвечающих за развитие электронного управления. Трудность большого числа этих учреждений вы­зывает дублирование функций и рассеивание ответственности в реализации проектов электронного управления.

4.3. Инструменты общественного участия

Развитие электронного управления обеспечивает не толь­ко повышение эффективности функционирования органов государственной власти, но и формирование эффективного взаимодействие между гражданами и правительством; улуч-

Таблица 2.

Анализ порталов электронного правительства стран ЕАЭС








Архивная информации и базы дан­ных

+

+

+

-

+

Количество языков портала

2

3

3

2

4

Интеграция с социальными медиа

-

-

+

-

-

Механизмы электронных консуль­таций

+

+

+

+

+

Инструменты получения обществен­ного мнения

 

-

+

+

-

Электронные инструменты принятия решений

-

-

-

-

-

шение доступа граждан к публичной информации; вовле­чение граждан в разработку политики, таким образом, эф­фективное электронное управление является приоритетом развития государства, что облегчает обеспечение прозрачно­сти и подотчетности органов государственной власти.

На основе методологии ООН, применяемой при форми­ровании Индекса электронного участия, были рассмотрены порталы электронного правительства каждого государства ЕАЭС: «Электронное правительство Республики Армения» (e-gov.am); «Единый портал электронных услуг» (http://portal. gov.by - Беларусь); «Государственные услуги и информация Онлайн» (http://egov.kz/wps/portal/index?lang=ru - Казахстан); «Портал подачи электронных петиций в органы государствен­ной власти Кыргызстана для граждан» (http://www.kattar.kg/), Единый портал государственных услуг Российской Федера­ции (https://www.gosuslugi.ru/). Стоит отметить, что портал электронного правительства Кыргызстана находится на сайте электронных петиций.

Были отобраны такие компоненты для анализа и сравне­ния, как наличие архивной информации (бюджет, законода­тельство и т.д.) и баз данных в области образования, здравоох­ранения, труда, окружающей среды, финансов, социального обеспечения; Количество языков портала; Функции социаль­ных сетей; механизмы электронных консультаций; инструмен­ты общественного мнения (интернет-форумы, инструменты для электронных петиций, электронных опросов, электронного голосования); электронные инструменты принятия решений.

На основе анализа электронного правительства порта­лов стран-членов ЕАЭС, можно сделать вывод, что почти все веб-сайты (кроме портала Кыргызстана) содержит архивную информацию и базы данных по вопросам образования, здра­воохранения, труда, окружающей среды , финансы, социаль­ное обеспечение. Кроме того, информация на всех порталах представлена, по крайней мере на двух языках (все порталы, кроме портала Кыргызстана, имеют англоязычную версию). Кроме того, можно получить электронные консультации на всех порталах.

Тем не менее, электронные инструменты для принятия решений отсутствуют на всех порталах. Кроме того, большин­ство порталов не содержат механизмов получения обществен­ного мнения.

Таким образом, к сожалению, порталы электронного правительства в странах-членах ЕАЭС не действуют как ин­струменты общественного участия.

Стоит отметить, что во всех странах ЕАЭС постепенно развиваются услуги электронного участия. Граждане могут отправить запрос, высказать свое мнение или получить кон­сультацию с помощью соответствующих порталов (например, «Мой город» Беларусь; РосЯма, РосЖКХ, Сердитый гражда­нин, Общественные платформы для электронных петиций и электронного голосования «Российская общественная ини­циатива» (РОИ), Petitions247.com, Change.org, OnlinePetition, Democrator.ru и т.д. (Россия), платформа петиций KzNet (Ка­захстан); портал «Avaaz.org, GoPetition и т.д.)

Тем не менее, согласно исследованиям проекта «Развитие транзакционного электронного управления» в Армении чис­ло пользователей электронными услугами едва достигает 5%. Более того, 95% респондентов заявляют об отсутствии необхо­димости взаимодействия с государственными органами через ИКТ[17]. Таким образом, интерес граждан к получению государ­ственных электронных услуг не повышается.

  1. 5. Выводы и направления дальнейших исследований

Внедрение электронного управления в странах Евразий­ского экономического союза предполагает не только повыше­ние эффективности государственного управления, но и раз­витие эффективного взаимодействия между государством и гражданами; улучшение доступа гражданина к информации и государственных услуг; поощрение участия граждан в про­цессе принятия государственных решений. Таким образом, вопрос электронного участия является важной и актуальной составляющей информационного общества.

На основе сравнительного анализа развития проектов электронного участия в контексте институциональной струк­туры электронного управления стран ЕАЭС, стоит отметить, что современные инструменты электронного участия в стра­нах ЕАЭС развиты слабо. Несмотря на то, что целью является обеспечение электронного взаимодействия между граждана­ми и государством, тем не менее, в настоящее время заявлен­ные цели и задачи некоторых электронных инициатив не под­держиваются их функциональными свойствами.

Анализ законодательства по вопросам электронного управления Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России показал близость подходов этих стран к развитию ин­формационного общества. В стратегиях, программах и законах отмечены те же цели, они имеют схожие названия. Они были приняты примерно в то же время. Тем не менее, для развития соответствующая законодательная база необходима (в частно­сти, рекомендуется разработать и нормативно формализовать некоторые вопросы электронной коммерции, электронного обучения и т.д.). Это может способствовать сотрудничеству и интеграции в данной сфере.

Можно утверждать, что опыт развития электронного управления в странах-членах ЕАЭС противоречив, не уни­версален, проекты не всегда скоординированы с основными стратегиями и программами. Следовательно, барьеры в эф­фективном развитии электронного управления и его институ­циональная незрелость влияют на общее развитие электрон­ного управления в ЕАЭС. Таким образом, на текущий момент трудно эффективно развивать сотрудничество и интеграцию в регионе в данной сфере.

В результате проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что в странах ЕАЭС есть довольно много инсти­тутов, ответственных за развитие электронного управления. Трудности вызывает дублирование функций и рассеивание ответственности этих учреждений в проектах электронного управления (в том числе в проектах электронного участия).

Вопросом для будущего исследования может быть во­прос измерения институциональной зрелости электронного управления в странах ЕАЭС. Насколько специфика региона влияет на возможность адаптации для стран ЕАЭС уже суще­ствующих методик измерения институциональной зрелости электронного управления? Этот вопрос является весьма про­тиворечивым. В то же время, не существует универсального определения институциональной зрелости и принципов его оценки, что делает этот вопрос дискуссионным и нуждается в большем количестве исследований.

Кроме того, планируется изучить в будущем влияние электронного участия на интеграционные процессы в евра­зийском регионе.

Работа подготовлена при поддержке гранта РГНФ (про­ект «Электронное управление в процессах евразийской эко­номической интеграции: структура и основные модели», № 15-03-00715).


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика