Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политико-правовые аспекты евразийской интеграции
Научные статьи
12.09.17 12:50
СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого

ДОЛГОПОЛОВА Татьяна Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого

Образование новых сообществ предполагает широкое со­трудничество в мировом и региональном масштабах. Формы и методы международного сотрудничества на постсоветском пространстве должны быть основаны на добрососедстве и вза­имопонимании, учитывая давние отношения между страна­ми, экономические и иные аспекты взаимодействия.

Недавние события в Восточноевропейском регионе 2013­2015 гг. призывают более ответственно подходить к аспектам национальной обособленности и самоизоляции. В целях до­брососедства и взаимопомощи, на наш взгляд, создание и раз­витие Евразийского экономического союза по своим целям и задачам отвечает потребностям развития стран региона.

По своим потенциалам ЕАЭС и ШОС относятся к круп­нейшим региональным объединениям государств. Ожидает­ся, что ЕАЭС будет занимать первое место в мире по добыче природного газа и нефти, четвертое - по объему добываемого угля, пятое - по добыче железной руды. Страны ЕАЭС зани­мают значительную площадь с водными, лесными и иными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых.

Территория стран ЕАЭС - крупнейшая на планете. Его насе­ление приближается к отметке 200 млн.

ЕАЭС объединил Российскую Федерацию, Казахстан, Бе­лоруссию, Армению и Кыргызстан, Армении для укрепления экономик стран-участниц и более близкого сотрудничества, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Так, ЕАЭС предполагает свободное, без границ перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, реализация согласованной политики в об­ласти промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства, что благоприятно сказывается на экономике стран- участниц.

Казахстану, Китаю, России, Кыргызстану и Таджикиста­ну удалось цивилизованно решить многие территориальные споры. Назрела необходимость создания принципиально новой межгосударственной организационной структуры, по решению вопросов политического, экономического, гумани­тарного характера. На основе сложившегося политического климата, а также по причине возрастающей опасности пре­вращения Центрально-Азиатского района в район перманент­ной нестабильности из-за резкой активации международного терроризма, Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Кыр­гызстан, в 1996 г. подписали «Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границ» в Шанхае.

Президенты Белоруссии, Казахстана, России в 1995 г., и далее присоединившихся двух стран - Кыргызстана и Таджикистана впервые подписали документы о зарождении Таможенного союза. Эти договоренности и послужили осно­вой для создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), предшественника ЕАЭС.

Евразийское сообщество (ЕврАзЭС) было образовано 10 октября 2000 г. В состав ЕврАзЭС вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В ЕврАзЭС была сфор­мирована огромная договорно-правовая база многосторонне­го сотрудничества: 220 соглашений и договоров охватывают самые различные сферы, высоких технологий, торговли, инве­стиций, до гуманитарных связей.

Соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза (6 ок­тября 2007 г., в Душанбе).

Евразийский экономический союз (Таможенный союз) начал работу 1 января 2010 г. Этот союз был закреплен тре­мя различными договорами. Первый договор был подписан в 1995 г., второй в 1999 о его формировании и третий в 2007г., где было заявлено о формировании таможенного союза и единой таможенной территории. В соответствии с требованиями тех­нических регламентов союза доступ товаров на территорию Таможенного союза был осуществлен только после проверки этих товаров.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международ­ное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 г. и вступил в силу с 1 января 2015 г. Текст договора включает 28 разделов и 118 статей, а также 32 приложения (всего около 700 страниц). В состав организации изначально вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евра­зийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В ближай­шие годы Государства-члены ЕАЭС планируют продолжать экономическую интеграцию. Со 2 января 2015г. равноправным участником ЕАЭС стала и Армения. ЕАЭС предполагает сво­бодное, без границ перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и реализовывать согласованную политику в об­ласти промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства.

Отличие ЕАЭС от ЕврАзЭС состоит в том, что у нового об­разования появилась правосубъектность. Некоторые экспер­ты, участвовавшие в ЕврАзЭС, сетовали на то, что очень трудно было вести совместные проекты с другими международными организациями из-за того, что не было юридической компа­нии, от лица которой подписывались бы документы.

Следует отметить важные факторы интеграции:

  1. Из-за одинакового уровня развития экономики, проис­ходит «здоровое» соперничество на рынке ЕАЭС.
  2. Благодаря снижению затрат на сырьевую перевозку или экспорт готовых товаров, снижаются цены на продукцию.
  3. Из-за повышения трудовой производительности и уменьшения расходов, как следствие - повышение заработной платы.
  4. Из-за вхождения новых стран-участниц, наблюдается большая конкуренция среди стран участниц на рынке Тамо­женного союза.
  5. Повышение производительности из-за повышения то­варного спроса.
  6. Увеличение обеспеченности народов стран ЕАЭС, из-за увеличения занятости народа и уменьшения цен на продукты.
  7. Увеличение спроса на новые технологии.

Расширение союза в области энергетики будет одной из

главных задач в 2015 - 2016 гг. Более ста соглашений разрабо­тано участниками ЕАЭС, с акцентом на развитие рынка газа и нефти.

В 2015 году одобрен проект «Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС», в котором обо­значены задачи и цели построения рынка, этапы создания, путь взаимодействия между участниками и субъектами рын­ка, этапы его создания.

Сроком до 1 июля 2016 г. будет проходить программа формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, в срок с 2016 по 2018 г. г., должны будут реализовать выпол­нение мероприятий, которые будут необходимы, чтобы этот рынок функционировал. А к 2019 году запланировано вступле­ние в действие международного договора о создании общего энергетического рынка ЕАЭС. В рамках Евразийского эконо­мического союза (ЕАЭС) планируется создание единого элек­троэнергетического рынка.

Суверенное равенство государств ЕАЭС проявляется в том, что исполнительный секретарь организации (который возглавляет Секретариат - административный орган, распо­ложенный в Пекине) назначается Советомглав государств из числа граждан государств-членов на ротационной основе сро­ком на три г.).

Следует отметить, что ШОС реализуется в тесном со­трудничестве с другими субъектами международного права. В настоящее время установлено и активно развивается плодот­ворное сотрудничество с такими международными организа­циями, как ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС. Кроме того, ШОС пополнилась целым рядом стран-наблю- дателей и стран, которые имеют статус партнеров по диало­гу. Самыми первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудни­чества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепа­ратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подклю­чении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятерки».

Деятельность ШОС регулируют документы: Деклара­ция о создании Шанхайской организации сотрудничества (15.06.2001); Бишкекская декларация 16 августа 2007 г. Саммит глав государств, г. Бишкек; Положение о Деловом совете го­сударств - членов Шанхайской организации сотрудничества (Утверждено Решением Сессии Делового совета государств- членов ШОС 14 июня 2006 г. в Шанхае); Душанбинская де­кларация (28.08.2008); План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического со­трудничества государств-членов ШОС; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом (2001 г.). Хартия ШОС (2002г.) являющаяся базовым уставным до­кументом, она определяет задачи, цели и принципы Шанхай­ской организации сотрудничества, ее структуру и основные направления деятельности; Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, за­ключенное в 2002 г.

Главными итоговыми документами Бишкекского сам­мита (август 2007 г.) стали Договор о долгосрочном добросо­седстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международ­ное интеграционное экономическое объединение (союз), дого­вор ЕАЭС, на базе Таможенного союза и Единого экономиче­ского пространства, был подписан 29 мая 2014 г. и вступил в силу с 1 января 2015 г. Текст договора включает 28 разделов и 118 статей, а также 32 приложения (всего около 700 страниц). Также, помимо договора о Евразийском экономическом со­юзе, договорно-правовую базу ЕАЭС составляют Таможенный кодекс Союза, Международные договоры в рамках Союза.

ЕАЭС был создан для укрепления экономик стран- участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на миро­вом рынке.

Договор Евразийского экономического союза, является обязательной его частью. В ходе работы над Договором были существенно сокращены изъятия и барьеры, мешающие сво­бодному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Кодификация международных договоров, составляю­щих договорно-правовую базу Таможенного союза и Едино­го экономического пространства, проводится в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15 марта 2011 г. № 73 «О подходах к кодификации законода­тельства Таможенного союза и Единого экономического про­странства, включая предложения по реализации Декларации о формировании Единого экономического пространства Ре­спублики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Фе­дерации от 9 декабря 2010 г.» и решением Межгосударствен­ного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 мая 2011г. № 91 «О годовом от­чёте об исполнении сметы расходов Комиссии Таможенного союза за 2010 год».

Договор о ЕАЭС состоит из двух частей. В первой-ин- ституциональной -описаны стратегические цели и задачи ев­разийской интеграции, определяется правовой статус союза как полноформатной международной организации. Обозна­чены главные принципы его деятельности-сотрудничество на взаимовыгодной основе. Система органов союза: Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия и Суд ЕАЭС. Оговаривается компетенция, порядок формирования и работы каждого из упомянутых органов.

В функциональной части регулируются механизмы эко­номического взаимодействия, а также зафиксированы опреде­ленные обязательства по отраслевым направлениям интегра­ции. Обозначены главные принципы и правила конкурентной и антимонопольной политики.

Заключение Договора - событие исторического значения с точки зрения развития интеграционных процессов на евра­зийском пространстве. Это ознаменует переход России, Бела­руси и Казахстана на качественно новый этап взаимодействия, обеспечит условия для свободного перемещения товаров, ус­луг, капиталов и рабочей силы.

В Договоре о ЕАЭС общим вопросам энергетики по­священ раздел XX «Энергетика» (статьи 79-85 третьей части «Единое экономическое пространство»). Принципы изложе­ны в ст. 79: «В целях эффективного использования потенци­ала топливно-энергетических комплексов государств-членов, а также обеспечения национальных экономик основными ви­дами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, прово­дят скоординированную энергетическую политику, осущест­вляют поэтапное формирование общих рынков энергетиче­ских ресурсов в соответствии с международными договорами, предусмотренными в «статьях 81», «83» и «84» настоящего До­говора, с учетом обеспечения энергетической безопасности, исходя из следующих основных принципов:

1)     обеспечение рыночного ценообразования на энергети­ческие ресурсы;

2)     обеспечение развития конкуренции на общих рынках энергетических ресурсов;

3)     отсутствие технических, административных и других препятствий торговле энергетическими ресурсами, соответ­ствующим оборудованием, технологиями и другими связан­ными с ними услугами;

4)     обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов;

5)     обеспечение недискриминационных условий для хо­зяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках энергетических ресурсов;

6)     создание подходящих условий, чтобы привлекать инве­стиции в энергетический комплекс государств-членов;

7)     гармонизация национальных норм и правил деятель­ности технологической и коммерческой инфраструктуры об­щих рынков энергетических ресурсов»

Более точные принципы, правила и условия формирова­ния именно общих рынков нефти и нефтепродуктов предус­мотрены в Приложении № 23 к Договору о ЕАЭС «Протокол о порядке организации, управления, функционирования и раз­вития общих рынков нефти и нефтепродуктов» (далее - «Про­токол»).

При этом положения Протокола № 23 к Договору о ЕАЭС в отношении общих рынков нефти и нефтепродуктов в значительной степени восприняли положения Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 09 декабря 2010 г., которое прекратило свое действие в связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС 1 января 2015 г.

В ст. 79 Договора о ЕАЭС закреплены основные общие принципы в сфере энергетики, в том числе, рыночное цено­образование на энергетические ресурсы, недискриминацион­ные условия для хозяйствующих субъектов.

Согласно Договору о ЕАЭС формирование ОЭР (Общий электроэнергетический рынок) ЕАЭС должно быть заверше­но в 2019 г. В рамках первого этапа ожидается создание и одо­брение Высшим советом ЕАЭСК концепции (до 1 июля 2015 г.) и Программы формирования ОЭР ЕАЭС (до 1 июля 2016г.). Второй этап формирования ОЭР ЕАЭС подразумевает осуществление мероприятий, которые предусмотрены про­граммой (до 1 июля 2018 г.). На третьем, конечном этапе будет заключен международный договор в рамках ЕАЭС о форми­ровании ОЭР, вступление в силу его планируется не позднее 1 июля 2019 г.

Международные договоры в рамках Союза по смыслу ст.2 Договора заключаются между государствами-членами по вопросам, связанным с деятельностью и развитием Со­юза. Другими словами, они не изменяют положений главно­го договора, а дополняют их, то есть имеют свой собственный предмет регулирования, правда не выходящий за пределы, установленные учредительным договором. Вместе с тем, если государства-члены захотят внести изменения в учредительный договор, то такая возможность им предоставляется ст. 115 дан­ного договора.

ЕАЭС был создан для укрепления экономик стран- участниц и более близкого сотрудничества, для модерниза­ции и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. ЕАЭС предполагает свободное, без границ перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, ре­ализация согласованной политики в области промышлен­ности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства, что благоприятно сказывается на экономике стран-участниц. В условиях кризисных явлений, наблюдаемых в Европейском союзе с осени 2015 года и в начале 2016 года видится перспек­тива более устойчивого развития ЕАЭС на евразийском про­странстве. В рамках ЕАЭС, также как и в рамках ШОС, ОДКБ развивается российское законодательство и законодательство стран-участниц, образуя новый подход к нормотворчеству в условиях взаимодействия и взаимопроникновения правовых систем на евразийском пространстве.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика