Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые истоки и факторы возникновения и распространения современного морального кризиса
Научные статьи
12.09.17 17:34
МУХАММАДИ Алишер
руководитель Центра «Краеведение» Национальной библиотеки Республики Таджикистан

Проблема современного морального кризиса является од­ной из актуальных проблем современной науки философии, социологии, она занимает лучшие научные умы современно­сти. Разумеется, моральный кризис не мог возникнуть без соот­ветствующих предпосылок. Кризис имеет свои многочисленные корни и причины возникновения, двигающие силы, которые от­мечаются в большинстве работ западных и восточных общество­ведов. Исследования, посвященные анализу причин и факторов развития морального кризиса, входящие в тематический кон­цепт аксиологии, показывают, что кардинальное изменение и искажение ценностей в современном обществе особенно наблю­дается в области культуры, духовности, этики и общения людей.

Аксиология, как определенное направление западной фило­софии, сформировалась в 20-50-х годах прошлого столетия, и как философская дисциплина изучает теорию ценностей. Вместо термина «аксиология» иногда используются понятия «теория ценностей» и «ценностей теория». Понятие «ценность» упоми­нается ещё в учениях мыслителей античности и средневековья, и ему в них уделяется существенное внимание. После издания книги Карла Маркса «Капитал» (1867 г.), немецкий экономист Адольф Вагнер попробовал изучить явления общественной жизни с цен­ностной позиции. Кроме того в западной научной литературе, а именно в философии, история аксиологии связана с именем Гер­мана Рудольфа Лотце. В дальнейшем аксиологический метод из­учения явлений в основном развивали немецкие и американские философы: В. Виндельбанд, В. Дильтей, Т. Парсонс, Г. Риккерт, У. Томас, О. Шпенглер, а также П. Сорокин и др.

Тревожные признаки морального кризиса наблюдались еще в конце XIX и начале ХХ веков. В тот период некоторые мыс­лители выявили в общественном сознании отрицательные эле­менты, способные навредить общественному строю и стать при­чиной его разрушения. В основном это проявилось в русской и европейской литературе. Издание книги О. Шпенглера «Закат Европы», являлся серьезным предостережением для европейцев и всего человечества. П. Бьюкенен в «Смерти Запада», отмечает, что отрицательные элементы, предсказанные О. Шпенглером, уже твердо укоренились в Западной цивилизации.

Исследователи указывают на множество объективных и субъективных причин, способствующих возникновению со­временного морального кризиса. К основным факторам этого кризиса относят революционные изменения - научные, куль­турные, социальные, экономические, связанные с системой рыночной экономики, глобализацию, урбанизацию, а также факторы, связанные с субъективностью человека - сексуальные и пр., которые способствовали коренному изменению шкалы духовных и моральных ценностей. Моральным кризисом счи­тается разрушение баланса между моральными и материаль­ными ценностями, а точнее - приоритет, преобладание, воз­вышение роли материальных ценностей над моральными.

О соотношении морального и материального задумывались еще в эпоху просвещения. Ряд мыслителей, начиная с эпохи про­свещения разрушение духовных ценностей связывают с ростом ци­вилизации. Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) Уже в своей первой работе «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо противопоставляет раз­витие науки и искусства упадку нравов, аморальности и лицеме­рию. В «Рассуждениях» прямо ставит вопрос: «способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов». Руссо считает, что «все прекрасное в человеке выходит из лона природы и портит­ся в нем, когда он попадает в общество». Размышляя о телесных по­требностях он говорит: «Телесные потребности - основа общества, дух же его украшение». Этическую позицию Руссо выдвигает на первый план: «Не науку оскорбляю, а добродетель защищаю перед добродетельными людьми». Он утверждает, что «Наши души раз­вращались по мере того, как совершенствовались наши науки и ис­кусства». В письме к Вольтеру он дает такое определение культуры: «Культура - это меч, который вонзен в живое дерево, если его вы­нуть, дерево погибнет, но лучше было бы его туда вообще не вон­зать». Исследования антисциентистов одной из важных причин современного морального кризиса считают научно-технические революции (НТР), отражающие взлеты научного мышления. Они считают, что НТР кардинально влияет на духовные директивы и ценностные ориентиры людей. Под воздействием научных рево­люций появилась биполярная система, и гуманитарные науки по­теряли свое осевое значение. Последние придерживаются такого мнения, что хотя наука и улучшила внешний вид жизни, но отрица­тельно повлияла на духовность людей. Позднее, в ХХ веке, учёные предложили считать науку наивысшей человеческой ценностью. Была выдвинута идея перенести обязанности религии, философии, культуры и литературы в круг обязанностей науки.

Лосский Н. О. пишет о другой предпосылке современного морального кризиса: отрицании абсолютной ценности - Бога, которая стала причиной разрушения системы фундаментальных моральных ценностей. Отдаление от Бога он связывает с произ­водством различных видов зла и нарушением целостности мира.

Некоторые учёные - представители марксизма, экзистен­циализма, логического позитивизма, прагматизма и атеизма, под воздействием научных достижений также отрицали вну­тренний мир человека, и считали его только материальным существом. Такой подход к человеческой сущности в корне из­менил многовековое представление о человеке, как о духовном существе. Отрицание Бога и существования души способство­вали развитию эгоизма и конформизма, которые являются ос­новными элементами современного морального кризиса.

Бердяев Н. называет также фактор разрушения обще­ственного строя и усиления морального кризиса - умышленное вмешательство мыслительных школ в общественный порядок, и производство отрицательных духовных ценностей, которые объективно замедляют общественный прогресс. Бюкенен П. ут­верждает, что некоторые ученые по новому интерпретируя об­щепризнанные ценности и создавая новые культуры, разрушают существующий порядок жизни. Естественно, что каждая культу­ра проявляет специфическое отношение к ценностям. Но ино­гда такое отношение для человечества может стать драматиче­ским. Например, масскультура, которая появилась в результате культурной революции 50-60-х годов прошлого столетия, стала причиной разрушения классической культуры Запада и распа­да большинства древних мировых культур. Являясь одной из предпосылок возникновения современного морального кризиса, масскультура тем самым породила ещё несколько других факто­ров, усиливающих рост этого кризиса. Одним из таких факторов является сексуальная революция, которая основывалась на экс­периментирование такой ценностью как институт семьи.

Э.   Фромм обращает внимание на экономические аспекты мо­рального кризиса. Он считает, что фактором, усиливающим все­мирный моральный кризис, является рыночная экономика. Когда была разработана рыночная экономика, многие думали, что имен­но этот сценарий развития будущего может спасти человечество от основных проблем, тогда как внутри этой экономики появились или развились нежелательные элементы, такие как неоднозначное отношение к частной собственности, вещизм, рынок личностей, постоянное ощущение неудовлетворённости и пр. Рыночная эко­номика, диктующая предпочтение материальных ценностей, изме­нила основы потребительского сознания, тем самым разрушив его основу. Э. Фромм отмечает, что человечество, потеряв свои преж­ние ориентиры, часто ошибалось в восприятии, усвоении и исполь­зовании материальных и духовных благ, из-за чего столкнулось не только с экономическим, но и с моральным кризисом. Другая спец­ифика или отрицательное свойство рыночной экономики проявля­ется в материализации и овеществлении духовных ценностей.

В распространении современного морального кризиса основную роль играет процесс глобализации. Ульрих Бек, пы­таясь показать неоднозначность дискуссии о глобализации, отмечает, что в последние годы представители разных поли­тических партий, поражённые и восхищённые глобализацией, «начинают смутно догадываться, что они сами обречены стать своими собственными могильщиками».

Список факторов, вызывающих моральный кризис, до­полняет демографический фактор, с которым связана урба­низация, сильно влияющая на нравственность людей, их иде­алы, интересы, цели, ценностные ориентации. Из-за того, что в основных центрах человеческой цивилизации наблюдается обесценивание нравственных норм и разрушение иерархии моральных ценностей, то этот процесс не может не влиять на духовность человечества в целом.

Среди важных факторов стоит отметить такую предпо­сылку современного морального кризиса, как цивилизация, о которой рассуждают О. Шпенглер и Н. Бердяев. По мнению О. Шпенглера, для развитых культур неизбежной стадией, ведущей к гибели, является цивилизация. На этой стадии подвергаются опустошению души сначала жителей мировых столиц, а потом обитателей больших городов и в конце - населения провинции, которая попала под влияние этих культур. Это состояние неиз­бежно приводит культуру к гибели. Н. Бердяев, поддерживая концепцию о разрушающей специфике цивилизации, оценива­ет состояние цивилизованного общества как «падшесть».

Из последних работ, посвященных проблеме современно­го морального кризиса и его генезиса можно отметить рабо­ту Д. Соммэра «Мораль XXI века", в котором автором пред­ставлена концепция научной основы морали. Сциентистский подход к проблеме позволил автору научно доказать выгоду нравственного образа жизни.

Методологическое изменение общественного сознания и преобразование её методологических ресурсов в последние деся­тилетия являются самыми актуальными вопросами аксиологии. Эти проблемы связаны с поиском новых путей и сценариев даль­нейшего развития человечества, который предстоит современ­ной мысли. Проблема создания новых моделей развития тесно связана с переосмыслением системы общечеловеческих ценно­стей и обосновывается тем, что существующие системы ценно­стей и нормы, а также формулы развития человеческого обще­ства при современном моральном кризисе, уже неэффективны.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика