Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы профилактики административных правонарушений в Республике Крым
Научные статьи
14.09.17 16:35
ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, лейтенант полиции, член Ассоциации юристов Российской Федерации в Республике Крым, член Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственного Совета Республики Крым

В последнее время законодатель все больше внимания уделяет развитию законодательных норм, направленных на профилактику административных деликтов, как наиболее предпочтительное направление борьбы с этим антисоциаль­ным и антиправовым явлением, исходя из того, что адми­нистративно-деликтные (охранительные) отношения - это отношения, которые регулируются нормами, регламентиру­ющими порядок применения мер принуждения управлен­ческого характера к физическим или юридическим лицам, причем приоритет отдается мерам профилактики, а не мерам административного принуждения. Очевидно, что реализация мер профилактики правонарушений, поскольку она затраги­вает, и, порой, весьма существенно, права и свободы человека, должна иметь прочную правовую основу.

Таким образом, правовое обеспечение является исход­ным моментом организации профилактики правонаруше­ний. При этом важно обеспечение системного характера мер по совершенствованию правовых основ профилактики право­нарушений, их соответствие стратегическим установкам и приоритетам в этой области, с учетом сложившейся админи­стративно-деликтной ситуации и тенденций ее развития.

Отметим, что долгое время в нашей стране правовые ос­новы профилактики правонарушений находились в стадии разработки. Только, с 26 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Феде­рации» (далее - ФЗ № 182-ФЗ), который еще до его вступления в силу вызвал бурную реакцию юридической общественности и простых граждан.

Предметом регулирования ФЗ № 182-ФЗ являются обще­ственные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации, а также, по наше­му мнению, в сфере выявления, изучения, анализа, устранения (минимизации) причин и условий, способствующих их совер­шению.

Кроме того, ФЗ № 182-ФЗ устанавливает правовую и ор­ганизационные основы системы профилактики правонаруше­ний, общие правила ее функционирования, основные прин­ципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Вместе с тем, ФЗ № 182-ФЗ не указывает, распространя­ет ли он свое действие на несовершеннолетних, в отношении которых применяется Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ №120-ФЗ), в силу чего у правоприменительных органов может возникнуть вопрос какую норму какого закона следует приме­нять при осуществлении профилактических мер в отношении указанных лиц.

Кроме того, ФЗ № 182-ФЗ не регламентирует порядок применения его положений в отношении лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - ФЗ № 64-ФЗ).

Отметим, что ФЗ № 182-ФЗ рассматривает профилактику правонарушений как совокупность мер социального, правово­го, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопу­щения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Однако, систему профилактики правонарушений ФЗ № 182-ФЗ понимает сквозь призму системы субъектов профилак­тики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике (которые, по нашему мнению, представляют собой одну кате­горию лиц - субъектов, осуществляющих профилактику пра­вонарушений, а именно: Президента Российской Федерации; Правительства Российской Федерации; федеральных органов исполнительной власти; органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации; органов местного самоуправле­ния муниципальных образований; граждан; общественных объединений; иных организаций, оказывающих помощь (со­действие) другим субъектам профилактики правонарушений и лицам, потерпевшим от правонарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации), принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ коор­динации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений, не упоминая при этом объектов профилак­тики правонарушений, т.е. лиц, в отношении которых приме­няются меры профилактики, предусмотренные законодатель­ством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 182-ФЗ, правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответ­ствии с федеральными конституционными законами, ФЗ № 182-ФЗ, другими федеральными законами, а также приняты­ми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации, федеральных органов исполнительной вла­сти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными право­выми актами.

Следует отметить, что 8 августа 2014 г. Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года №60-ЗРК «О профилактике правона­рушений в Республике Крым» (далее - Закон РК № 60-ЗРК)5, который устанавливает основы правового регулирования профилактики правонарушений на территории Республи­ки Крым, определяет принципы и основные направления деятельности органов и учреждений системы профилакти­ки правонарушений, а также регулирует отношения орга­нов государственной власти республики и органов местного самоуправления в Республике Крым, организаций и граж­дан, участвующих в деятельности по профилактике право­нарушений.

Однако, Закон РК № 60-ЗРК рассматривает профилактику правонарушений только как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на предупрежде­ние, выявление, пресечение и устранение обстоятельств, спо­собствующих их совершению, не уделяя должного внимания экономическим, организационным, информационным мерам профилактики, направленным, прежде всего, на выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, а также выяв­ление, изучение и устранение причин совершения правонару­шений и условий, им способствующих, в целях недопущения совершения правонарушений в дальнейшем.

Кроме того, систему профилактики правонарушений За­кон РК № 60-ЗРК рассматривает как систему соответствующих субъектов, осуществляющих деятельность по своевременному предупреждению, выявлению и устранению причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений, что, по нашему мнению, не позволяет в полной мере, с точки зрения системного подхода, раскрыть содержание категории «систе­ма профилактики правонарушений», которая включает такие элементы, как: субъекты и объекты профилактики, содержа­ние деятельности по профилактике правонарушений, вклю­чающее в себя правовое, организационное, методическое, на­учное, финансовое обеспечение, конкретные формы, методы, меры профилактики, координацию и мониторинг такой де­ятельности.

Вместе с тем, сама деятельность по профилактике право­нарушений представляет собой деятельность органов государ­ственной власти Республики Крым, органов местного само­управления в Республике Крым, учреждений и граждан по применению системы социальных, правовых и иных мер, на­правленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также деятельность по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как видим, терминологическая база Закона РК №60- ЗРК не соответствует основным положениям ФЗ № 182-ФЗ и должна быть переработана и изменена в соответствии с последним.

В то же время, немаловажную роль в сфере профилак­тики правонарушений в Республике Крым играет Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 63-ЗРК «О си­стеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым» (далее - Закон РК № 63-ЗРК), который регулирует отношения, возника­ющие в связи с деятельностью по профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних в Респу­блике Крым с 21 сентября 2014 г. и предусматривает такие формы профилактики правонарушений, как: выявление и устранение причин и условий, способствующих соверше­нию правонарушений; правовое воспитание и просвеще­ние; профилактическая беседа; профилактический учет; проверка по месту жительства, работы, учебы; социальная адаптация; содействие правоохранительным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, преду­преждению и пресечению правонарушений; иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федера­ции и Республики Крым.

Отметим, что Закон РК № 63-3PK также рассматри­вает систему профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних в Республике Крым сквозь призму системы органов осуществляющих профилактику, не раскрывая иные элементы данной системы. Хотя, ФЗ № 120-ФЗ на сегодняшний день вообще отказался от катего­рии «система профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних», что, с точки зрения зако­нодательной техники является неправильным, поскольку, прежде, чем урегулировать определенные общественные отношения, нужно определить ключевые понятия будуще­го закона и ценностные ориентиры, которые он будет за­щищать и обеспечивать, а неопределенность и размытость понятий может привести тому, что ряд положений зако­на рискует остаться «мертвыми» или «неработающими» в силу невозможности их реализации на практике.

Вместе с тем, в рамках данной работы определенный на­учный и практический интерес представляет и Закон Респу­блики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об админи­стративных правонарушениях в Республике Крым» (далее - Закон РК № 117-ЗРК/2015)7, одной из основных задач которо­го является предупреждение правонарушений в Республике Крым. Однако, Закон РК № 117-ЗРК/2015 не предусматривает административную ответственность за нарушение субъектами профилактики правонарушений «профилактического» зако­нодательства Республики Крым, прежде всего, Закона РК № 60-ЗРК и Закона РК № 63-3PK.

Таким образом, правовую основу профилактики пра­вонарушений в Республике Крым, по нашему мнению, составляют: ФЗ № 120-ФЗ; ФЗ № 64-ФЗ; ФЗ № 182-ФЗ - с 26.09.2016г.; Закон PK № 60-3PK; Закон PK № 63-3PK; Закон PK № 117-3PK/2015, которые по-разному подходят к пони­манию таких ключевых категорий, как: «профилактика пра­вонарушений», «система профилактики правонарушений», «субъекты профилактики правонарушений», что не способ­ствует эффективному урегулированию правоотношений в данной сфере, в связи с чем предлагается доработать и усовершенствовать как федеральное, так и региональное за­конодательство в сфере профилактики правонарушений с учетом единого подхода.

Кроме того, нам представляется необходимым допол­нить Закон PK № 117-3PK/2015 нормой, предусматрива­ющей административную ответственность за нарушение субъектами профилактики правонарушений законода­тельства Республики Крым в сфере профилактики право­нарушений, поскольку на федеральном уровне такая от­ветственность не предусматривается, а ее установление находится в ведении субъектов Российской Федерации. Указанные изменения, нам представляется, будут способ­ствовать усовершенствованию деятельности всех субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики и, в конечном итоге, достижению основной ее цели - устране­ние (минимизация) причин и условий совершения право­нарушений.


Похожие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика