Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

От конституционных идей до конституций в Казахстане и странах Центральной Азии

Интервью с Матаевой Майгуль Хафизовной, доктором юридических наук, проректором по научной работе и коммерциализации новых технологий Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета.

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Некоторые правовые особенности оформления статуса депутата муниципального образования исполняющего свои обязанности на не постоянной основе
15.09.17 10:52
ЕВСЕЕВ Иван Валентинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Уральского гуманитарного института, заместитель председателя Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа

ЕВСЕЕВ Тимур Иванович
аспирант Самарского государственного экономического университета, специалист отдела правового обеспечения имущественной деятельности «Межрегиональной сетевой компании Урала»

Правоотношения в муниципальной сфере довольно об­ширны по своей сфере взаимодействия, что приводит к появ­лению ряда правовых коллизий при реализации прав граж­дан. С развитием гражданского общества в России количество данных проблем только увеличивается, а многие нормативно­правовые акты не способствую разрешению данных проблем. Так, правовой статус депутата муниципального образования вызывает ряд проблем правовой направленности. Являются ли депутаты представительного органа муниципального об­разования должностными лицами. Это вызвано тем, что по­нятие должностного лица в рамках действующего законода­тельства о местном самоуправлении и административного и уголовного законодательства определяется по-разному, суды по данному вопросу зачастую принимают прямо противопо­ложные решения. Именно этой проблеме посвящена настоя­щая статья.

Данная проблема решается уже не один год. Так, еще в 1998 г. была сделана законодательная попытка определить статус депутата. В п.2 ст.1 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» указывалось, что муниципальные должности бывают выборными, замещаемые в результате му­ниципальных выборов к которым были отнесены (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также заме­щаемые на основании решений представительного или ино­го выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муни­ципальных выборов. Казалось, что статус определен и вместе с ним определены права и обязанности, а также предполагалось определить ответственность депутата, но при этом, этим же законом оговаривалось, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Федеральным за­коном не устанавливается. Получалось, что правовой статус депутата члена выборного органа муниципального образова­ния не был определен, так же не были определены формы от­ветственности депутата муниципального образования.

Тоже самое повторяет в Ст. 2 Федеральный закон от 6 ок­тября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в кото­рой представлены основные термины используемые в законе. Данная статья указывает на статусные противоречия в пред­ставленных терминах. Так, указывается, что депутат - член представительного органа поселения, муниципального райо­на, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения. При этом не ука­зывается его принадлежность к ветвям власти и в целом не говориться о его правовом статусе. Другой термин, исполь­зуемый в этой статье, так же говорит о депутате как о лице, замещающем муниципальную должность, так же указывается что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, дей­ствующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом... образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В данном случае противоречия были бы ликвидированы если в формулировках Ст. 2 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо бы указы­валось, что депутат - член представительного органа муници­пального образования занимающего муниципальную долж­ность как на постоянной основе, так и на непостоянной основе и в связи с этим несущий всю полноту ответственности как му­ниципальное должностное лицо. Возможно было бы правиль­ней использовать формулировку представленную в Ст. 7.1. Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N ЗОЗ-ФЗ, где указыва­ется: «Депутат, член выборного органа местного самоуправле­ния, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность»2.

Депутат член представительного органа местного само­управления является лицом, замещающим муниципальную должность. Тем самым, подтверждается, что депутат являет­ся муниципальным должностным лицом, чьи полномочия определены Федеральный закон от О6.1О.2ООЗ N 1З1-ФЗ (ред. от 15.О2.2О16) «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) и Уставом муниципального образования. Обязанности же депу­тата определяются кроме этого Уставом муниципального об­разования, регламентом и специализированными положени­ями представительного органа муниципального образования. Необходимо отметить, что вышеуказанные факты говорят о том, что депутат обладает определенным статусом, который определяет его социальную роль и функцию, но при этом не надо забывать об его ответственности, которая предусма­тривает определенную санкции по отношении к депутату со стороны государства. В настоящий момент ответственность де­путата муниципального образования определяется в каждом конкретном случае в судебном порядке, о чем свидетельствует судебная практика.

Возникающие в процессе судебного разбирательства пра­вовые коллизии наводят на мысль, что в настоящий момент необходимо привести данный вопрос к единому пониманию. Это возможно если учесть, что депутат реализует свой долж­ностной функционал в сфере административного (управлен­ческого) права и соответственно он должен рассматриваться как лицо, замещающее муниципальную должность. Ответственность такого лица может определяться КоАП. Так, Ст.2.4 КоАП определяет:

«Административной ответственности подлежит долж­ностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежа­щим исполнением своих служебных обязанностей». Да мы понимаем, что данная статья применяется только в узком диа­пазоне, определённом соответствующим перечнем статей и разделов административного права, но сам факт определения должностного лица представляется нам правильным и уни­версальным.

При этом необходимо учитывать, что под должностным лицом в настоящем Кодексе законодатель рассматривает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальны­ми полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не на­ходящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или ад­министративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках и воинских фор­мированиях Российской Федерации. Тем самым законодатель однозначно указал, что в сфере административного права должностными лицами являются все те граждане, которые в силу своего социального статуса и социальной роли облада­ют организационно-распорядительными функциями и обла­дают специальными полномочиям. Так полномочия депута­тов определены п.10. Ст.35 Федеральный закон от О6.1О.2ОО3 N 131-ФЗ (ред. от 15.О2.2О16) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уста­вом муниципального образования.

При этом следовало бы указать об его ответственности за ненадлежащее исполнение или не исполнение своих обязан­ностей. Согласно действующему законодательству депутата выполняющего свои обязанности на не постоянной основе нельзя привлечь к ответственности, так как он не является должностным лицом муниципального образования. Пред­ставим только несколько известных решения суда по данному вопросу.

Так, районный суд г. Новосибирска по вопросу непредо­ставлении письменного ответа депутатом К. на обращение своего избирателя исходил из того, что депутат не является должностным лицом, поскольку не работает в городском Со­вете Новосибирска на постоянной основе. Из решения суда Центрального района города Новосибирска от О1.О6.2ОО6 по делу № 2-23О-О6 следует, что депутат, работающий на непо­стоянной основе, не является должностным лицом. Депутата обязали дать письменный ответ избирателю.

Кассационная инстанция такое решение отменила, напра­вив дело на новое рассмотрение. Однако в определении от 11. 07. 2ОО6 по делу № 33-2348 содержатся весьма неожиданные вы­воды. Кассационная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. На основании изучения норм законов о статусе депутата Государственной Думы Федерально­го Собрания РФ, Новосибирского областного Совета, представительного органа местного самоуправления суд сделал вывод, что ни в одном из названных законов не указаны обязанности депутата вообще и обязанности давать письменные ответы на обращения граждан в частности, а также ответственность депу­тата за непредоставление ответа на обращение.

Аналогичная ситуация сложилась в Верхнеуфалейском го­родском округе. Депутат собрания А. проигнорировал указа­ние Председателя Собрания депутатов Е. и не дал разъяснение своему помощнику М. по вопросу работы Собрания депутатов. То, что помощник М. депутата превысил в этом случае свой полномочия, определенные специальным положением собра­ния депутатов, никто не рассматривал. Депутат А. не дав пись­менный ответ своему помощнику нарушил прямое указание Председателя Собрания депутатов, тем самым нарушив дру­гое положение, принятое на уровне муниципалитета, тем са­мым возложил вину за это бездействие на другое должностное лицо, работающее на постоянной основе Собрания депутатов. Можно предположить, что депутат А. и его помощник М. по­нимали, что депутата А. не привлекут к ответственности. Про­куратуру города данные факты не интересовали. Прокуратура потребовала привлечь к ответственности заместителя предсе­дателя собрания депутатов к дисциплинарной ответственности исходя из того, что заместитель председателя является депута­том исполняющем свои обязанности на постоянной основе и все же надо в этом конкретном случае кого-либо необходимо было бы привлечь к ответственности не смотря на то, что в обя­занностях заместителя не указывалось обязанность регистриро­вать обращения и готовить на них ответ, а также председателем Собрания обращение не было отписано в качестве поручения заместителю. Несмотря на это прокурор потребовал привлечь заместителя к дисциплинарной ответственности. В этом кон­кретном случае депутат А. понимал, что его в качестве долж­ностного лица муниципалитета не привлекут к дисциплинар­ной или административной ответственности.

Анализ этих конкретных случаев и действующего зако­нодательства свидетельствует о том, что дача ответов на обра­щения граждан депутатами не предусмотрена, и депутат, не давший ответ своим избирателям, не может быть привлечен к ответственности за неисполнение закона РФ5, так как работает в представительном органе на не постоянной основе.

Российским законодательством форма взаимоотношения депутата с избирателями заключается в отчетах перед избира­телями округа о своей работе и информировании о своей ра­боте через средства массовой информации за не исполнение, которого депутат также не может быть привлечен к ответствен­ности. По действующему законодательству прекратить полно­мочия депутата возможно только путем прохождения процеду­ры голосования по отзыву депутата муниципального собрания, которая требует от избирателей решительности и упорства, что в современной политической ситуации практически не всегда возможно. Получается, что депутата за неисполнение своих обязанностей невозможно привлечь к ответственности.

Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался о возможности распространения позиций, высказанных в от­ношении органов государственной власти, на органы местного самоуправления в том числе и на депутатов, поскольку и те и другие являются разновидностью публичной власти.

Регламентация в конституциях (уставах) и законах субъ­ектов РФ статуса депутата, а также условий осуществления им депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или на не профессиональной основе в определенный период либо без отзыва от основной деятельности - должна обеспечивать всем депутатам законодательного (представи­тельного) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме, а также должна обеспечиваться равная ответственность за действие или без­действие со стороны каждого депутата.

В настоящее время к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются депутаты занимающие долж­ность на постоянной основе. Нормативные акты некоторых субъектов РФ и муниципальных образований предусматривают дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов представи­тельных органов.

Анализ действующих нормативно-правовых актов в этой сфере показывает, что дисциплинарным проступком депутата представительного органа муниципального образования обычно признается нарушение порядка работы представительного орга­на, которое может выражаться в различных деяниях: от непосеще­ния заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время этих заседаний. В перечне дисципли­нарных взысканий наиболее часто указываются: предупреждение о лишении слова; лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседания; порицание (выговор) и досрочное прекращение полномочий. Последняя мера применяется исключительно редко и должна быть обоснована очень вескими причинами.

Данные проблемы будут решены, если в дальнейшем ру­ководствоваться предложениями, данными в рекомендации комитета по Федеральному устройству и вопросам местно­го самоуправления. В рекомендации определяется понятие «лицо, замещающее муниципальную должность», - это депу­тат, член выборного органа местного самоуправления, вы­борное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, дей­ствующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Получается, что во всех нормативно-правовых актах должно указываться, что депутат есть лицом замещающее муниципальную должность несу­щую всю полноту ответственности за свои действие или без­действие в соответствии законами Российской Федерации.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика