Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Духовные искания современной молодежи:интересы и основные ценности
30.10.17 13:50
АСАДУЛЛИНА Гузелия Рауфовна
кандидат философских наук, доцент факультета философии и социологии Башкирского государственного университета

Современный мир характеризуется очень высокой измен­чивостью. Те нормы и правила, которыми люди руководствова­лись еще в середине XX века, сравнительно быстро заменяются на новые, более соответствующие достижениям научно-техни­ческого и социального прогресса. Современная эпоха наполне­на глубокими переменами в судьбах человечества. За несколько десятилетий произошел такой переворот в жизненном укладе десятков народов, который прежде не мог быть мыслим и за ты­сячелетия. Процесс глобализации охватывает все области чело­веческой жизни, естественным образом затрагивает и духовную сферу личности. Произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и российского народа. Перестройка принесла в российское общество максимальное снижение смыс­ла бытия. На сегодняшний день в качестве общественных смыс­ловых идеалов были предложены идеалы потребительского общества. Можно сказать, что из нашей жизни исчезла теперь не только духовная, но и общественная составляющая. Иначе гово­ря, если коммунизм стремился уничтожить духовный мир чело­веческой души, то торжествующий ныне капитализм нанес удар и по коллективистским основам народного сознания. И ныне че­ловек превращается практически в животное, озабоченное лишь заработком хлеба насущного, теряя свои архетипические черты.

Когда мы обращаемся к теме духовности, уместно напом­нить известное выражение о том, что не хлебом единым жив че­ловек. Дух, духовное всегда играли весьма значительную роль в историческом процессе. Без духовности и вне духовности невоз­можно представить процесс эволюционного движения общества. «Без духа и вне духа - пишет И. А. Ильин, - мы не имеем истин­ного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, «существователями». Еще И. Ильин писал, что в человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Безду­ховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли. Дух проявляется в жажде священного, в искании Бога в способности к самообладанию и к деятельной любви. Пра­восознание есть одно из основных проявлений «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке».

Духовная жизнь современной молодежи России характери­зуется сложной динамикой перемен. В активную взрослую жизнь вступают люди, характеризующиеся иным, нежели «взрослые» поколения, видением жизни, отношением к окружающим и к обществу в целом. Исследования дают основание утверждать, что в современной России происходит постепенная смена традицион­ного культурного архетипа. Она осуществляется крайне неравно­мерно и непоследовательно. Для современной молодежи харак­терно исключительное разнообразие духовных миров, специфика которых определяется сложными комбинациями внешних и вну­тренних факторов: демографических, профессиональных, этниче­ских, социокультурных, экосоциальных и политических.

Духовная полифония дополняется многообразием жизненных стилей, среди которых каждый стремится выбирать соответствую­щие его жизненным устремлениям и индивидуальным особенно­стям. Однако при этом на выбор жизненного стиля оказывают внеш­нее воздействие улица (молодежная субкультура), герои и идолы массовой культуры и - в несколько меньшей степени - семья.

При всей полифонии духовного развития можно выделить некоторые общие тенденции. В первую очередь они связаны с эволюцией молодежных ценностей и смысложизненных уста­новок. На первый план в молодежном сознании выдвигаются ценности индивидуалистического характера, связанные с прак­тическим успехом и достижением личного благополучия, с уси­ливающейся ориентацией на независимость и личную свободу.

Сегодня происходит своего рода атомизация молодежно­го сообщества, распад его на отдельных индивидуумов. Впро­чем, поскольку молодежь в силу специфики своего возраста и статуса не может существовать индивидуально, распад не является конечным результатом процесса разъединения. Мо­лодые люди объединяются вновь, но уже на качественно иной основе. Формируются молодежные группировки, главным об­разом, по месту жительства. Объединяющим началом в них являются не сущностные человеческие качества и свойства, но чисто ситуационные факторы: тактическое совпадение инте­ресов, совместное проживание, случайные знакомства, автори­тет старших, наличие общих противников и т.п.

Отсутствие прочных межличностных связей, сложивших­ся на основе духовного единства, на уровне микросреды вос­полняется суррогатными формами общения (употребление наркотиков, выпивки, игра в карты, драки и разборки), кото­рые, в конечном счете, обусловливают криминальную ориента­цию подобных группировок.

Современный молодой человек озабочен решением не­скольких жизненных проблем: деньги, здоровье и возмож­ность получения образования, повышения квалификации. Трудности при разрешении указанных проблем создают у молодежи скептическое отношение к своим жизненным пер­спективам. Для нее характерны умеренный оптимизм и нрав­ственный релятивизм. Типичной для молодежи ориентацией становится установка на ситуативную мораль, которая поощ­ряет совершение поступков в зависимости от обстоятельств.

Нравственный релятивизм стимулируется и широким распространением в молодежной среде массовой культуры, образцы которой не только несут в себе огромный потенциал аморализма, жестокости, насилия, но и достаточно откровенно пропагандируют в качестве всеобщего образца «одномерную личность», лишенную высоких порывов и духовных интересов.

Нравственные смыслы и переживания стали во многом на­столько пошлы и грубы, порочность так пронизала весь строй жизни, что если сравнить нравственное содержание российской молодежи XIX и XIX веков, кажется, что речь идет о двух разных народах. Можно сказать, что современная российская молодежь духовно и нравственно Больно, причем очень тяжелым заболева­нием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми ока­зались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и цен­ности, без которых ни одно общество просто не может существо­вать. Нравственная деградация состоит в умственной и волевой расслабленности, в развитии потребительских идеалов, что приве­ло к резкому снижению жизненных смыслов и целей. В результа­те духовного омертвения главные нравственные смыслы утратили объективное содержание для современного молодого человека и приобрели исключительно субъективный характер, что привело к конформизму по отношению к греху, к непониманию очевидно­стей: Духовных и нравственных, социальных и взаимоотношенче­ских. Этика без нравственного стержня, без выверенных критериев и ориентиров пронизывает общественную жизнь.

Еще в начале XX века Н. А. Бердяев, размышляя над без­духовностью России, отмечал, «нечистый дух нашел себе до­ступ в тело и душу России». Путь выхода из кризиса он видел в радикальных и вдохновляющих идеях, считая необходимым бороться с первоисточниками зла, придавая огромное зна­чение религии и внутреннему совершенствованию человека. Только благодаря духовному возрождению в личности, мож­но, достичь социального переустройства в России.

В работах И. А. Ильина описываются причины упадка Рос­сии. Он признает, что «кризис, приведший Россию к порабоще­нию, уничтожению, мученичеству и вымиранию, был в основе своим не просто политическим и не только хозяйственным, а духовным». Размышляя о возрождении духовных сил, он счи­тает, что «необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума, внутреннее очищение и исцеление, свободные умы, зор­кие люди и новые, религиозно-укоренные творческие идеи».

Не последнюю роль в их решении играет выработка новой идеологии. Для этого требуется формирование единой духов­ности средствами целенаправленной государственной политики в образовании и просвещении. Будет ли она основана на рели­гиозном или на светском идеале, у этого варианта имеется ряд существенных проблем, таких как конфликт ценностей внутри многонационального и полиэтничного государства, а также не­обходимость постоянного контроля над воспроизводством ду­ховной жизни народа, уровнем внешнего культурного влияния.

За последние несколько лет культурные приоритеты молоде­жи резко изменились в сторону предпочтения западной продук­ции. Особенно ярко это проявляется в интересах и увлечениях мо­лодежи, относящейся к «группам риска», в частности, к молодым людям с делинквентым поведением. В этой среде интерес к запад­ной массовой культуре является практически всепоглощающим. Вместе с тем для ситуации в молодежной среде характерно отсут­ствие резкой границы в ценностях и интересах «благополучной» и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия де­виантности. И характеристики девиантной среды (с некоторыми ограничениями) становятся действительными для молодежи в целом, по меньшей мере, ее некоторых групп.

Интересы молодежи сосредоточены главным образом в трех сферах - музыка, компьютеры, спорт. Их структура впол­не соответствует стандартам и ценностям общества потребле­ния, формирующего своеобразную одномерную личность, для которой приоритеты развития не связаны с духовной сферой. Такие области интересов как литература и искусство остаются невостребованными. Большинство молодых людей хотело бы посещать концерты, кинотеатры, дискотеки и теа­тры. Это вновь подчеркивает ориентацию на развлечения при отсутствии стремления к внутренней духовной работе, само­развитию. Учреждения культуры, посещение которых требует такой работы (музеи, библиотеки, выставки) пользуются спро­сом значительно меньшего количества учащихся.

Подобные ориентации молодых людей формирует у моло­дых людей убеждение, что жизненные смыслы лежат главным образом в сфере развлечений. Индустрия развлечений становит­ся отраслью, которая предлагает им образцы качества и стиля жизни. Но в последние годы можно отметить и рост интереса части молодежи к участию в различных типах музыкальных, хо­реографических, вокальных, фольклорных объединений. После определенного спада, опять стал повышаться интерес к техниче­ским и прикладным видам творчества.

Это происходит скорее вопреки сложившимся в обществе отношениям и вызвано осознанием молодежью того факта, что без сохранения культуры невозможно сохранить себя. При по­тере идеалов и нравственных ориентиров обществом существует единственный выход, который подсказывает многовековая исто­рия человечества, - обратиться к «разумному», доброму, вечно­му» - к национальной культуре. Личность молодого человека формируется, в основном, под влиянием национальной среды, где существует сложная система национальных традиций, обы­чаев, привычек, то есть они оказывают соответствующее влияние на ее духовный облик. Национальные особенности в духовном облике личности, находя свое выражение, прежде всего в пси­хологической структуре человека, в его характере, поведении, темпераменте, оставляют известные следы в направленности его интересов и стремлений. Духовность основа нации и поэто­му «национальная духовность» - это концентрат национального сознания, и его бессознательные предпосылки, и его сверхсозна­тельные принципы. Она проявляется во всем богатстве нацио­нальной жизни и культуры как их основа и сущность.

Признание духовного в качестве специфической реаль­ности проявляется в возрастающем внимании ученых к его сложной внутренней структуре, к его ядру. Ведь «без существо­вания внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведет к новому человеку».

По утверждению П. И. Новгородцева, человек может уйти от мира, но он никогда не сможет уйти от себя самого, от противоречий собственного духа. Духовная жизнь человека, его индивидуальность шире и глубже политики и социально­сти. Ее нельзя сводить к отдельным общественным функциям. Поэтому и проблемы, с которыми сталкивается человек, на­ходятся не вне его, а внутри его самого.

Поиск источников и условий, при которых происходит ста­новление и развитие духовной деятельности молодежи, связан с возникновением способности человека, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимо­стью формирования самопроцессов духовного развития.

Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российской молодежи, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную ответственность, любовь к Родине и другие подобные качества. Именно поэтому, се­годня необыкновенно важно вести поиск путей возрождения наци­ональной культуры в русле народных традиций. Нельзя забывать, что наше наследие - это духовное богатство нации, и оно требует нашей помощи и защиты, чтобы восстановить утраченные связую­щие нити поколений, соединить прошлое и настоящее.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика