Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Лингвист и философ культуры Н. С. Трубецкой как исследователь финно-угорской культуры (о статье Н. С. Трубецкого «Финская песнь «Kultoneito» как переживание языческого обычая»)
30.10.17 14:16

ВАХИТОВ Рустем Ринатович
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, доцент кафедры философии Уфимского государственного нефтяного технического университета

 

ЕФИМЕНКО Евгений Леонидович
кандидат политических наук, доцент кафедры истории и культурологии Уфимского государственного нефтяного технического университета

РОДИОНОВА Анна Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмулы

1. Введение

Русские евразийцы 1920-х годов были одними из первых русских мыслителей, кто акцентировал внимание на много­народном характере российской цивилизации. Более того, в отличие от славянофилов, склонных рассматривать нерусские, особенно азиатские народы России как полудикарей, которых необходимо «цивилизовать» (так, поздний славянофил Н. Я. Данилевский вообще видел историческую роль кочевников исключительно в разрушении), евразийцы преодолели ориен- талистские, европоцентристские стереотипы. Россия для них предстала как семья разных по происхождению, но связанных общей исторической судьбой равноправных народов, которые не разделяются на «просвещенные европейские» и «отсталые туранские», поскольку и русские имеют азиатские корни и яв­ляются евразийским народом, и азиаты обладают самоценной своеобразной, не уступающей другим культурой.

Нерусские народы Евразии мыслители-евразийцы объ­единяли под общим названием «Туран». Туда они включали

не только тюркские наро­ды, но и народы крайнего Севера и финно-угорские народы. Последние, как пра­вило, ускользают из поля зрения исследователей ев­разийской «теории России»

(исключение составляет работа А. Панченко «Роль финно-угорских народов в формировании евразийской госу­дарственности (согласно концепции евразийства)»). Отчасти это связано с тем, что сами евразийцы гораздо больше внима­ния уделяли культуре тюрков, в которой видели своеобразный «архетип» туранской этнической психологии, отчасти - с тем, что евразийство в позднем СССР и в новой России пользуется большей популярностью в тюркских регионах (в силу указан­ной причины представители тюркских интеллигенций видят в евразийстве некую «апологию» своих культур). Однако ев­разийская оценка культур финно-угорских народов России - тема чрезвычайно интересная и весьма актуальная, а ее малая изученность - только лишний фактор в пользу того, чтобы об­ратиться к ней.

Приоритет здесь принадлежит Николаю Сергеевичу Тру­бецкому (1890-1938) - крупному русскому лингвисту, филосо­фу культуры, эмигрантскому общественному деятелю, осно­воположнику евразийства. В историю науки Н. С. Трубецкой вошел как создатель фонологической теории, которая явля­ется развитием структуралистской лингвистики, созданной швейцарским ученым Фердинандом де Соссюром. Н. С. Тру­бецкой создал также теорию языковых союзов - образований, альтернативных языковым семьям (совместно с Р. О. Якобсо­ном Трубецкой разрабатывал учение о евразийском языко­вом союзе). Как теоретик евразийства Н. С. Трубецкой изучал культуры народов Евразии, в частности, ему принадлежит фундаментальная статья «О туранском элементе в русской культуре», где подробно анализируются язык, поэзия, литера­тура, музыка и другие аспекты культуры евразийских тюрков и делаются выводы относительно тюркского национального характера (которые Трубецкой, кстати, распространяет и на финно-угорский национальный характер).

Вместе с тем обычно мало говорят о том, что Трубецкой еще до революции занимался этнографическими исследова­ниями (еще до того, как он занялся лингвистикой) и в первых его работах рассматривалась именно финно-угорская культу­ра. Известно, что Н. С. Трубецкой для изучения финно-угор­ского фольклора и язычества даже изучал соответствующие языки. К сожалению, тема «Трубецкой как этнограф», также, как и тема «Трубецкой - исследователь финно-угорских куль­тур», до сих пор так и не нашла своего исследователя.

Работа Н. С. Трубецкого «Финская песнь «Kultoneito» как переживание языческого обычая»

Самая первая научная публикация юного Н. С. Трубец­кого (он написал эту статью, когда ему было около 15 лет, причем статья была на столь высоком научном уровне, что привлекла внимание известного этнографа Тана-Богораза, который не поверил, что работа принадлежит талантливому подростку-вундеркинду) была посвящена карело-финскому эпосу «Калевале». «Калевала», собранная языковедом Элиа­сом Леннротом, была опубликована на русском языке (в пере­воде Л. Бельского) в журнале «Пантеон литературы» в 1888 году, а отдельным изданием - в 1889 году. То есть в начале XX века эпос был вполне доступен русским исследователям.

Статья Трубецкого называлась «Финская песнь «Kultonei­to» как переживание языческого обычая». Она увидела свет в журнале «Этнографическое обозрение» № 2-3 за 1905 год.

Обрисовывая позицию Н. С. Трубецкого по финно-угор­скому вопросу, нельзя обойти вниманием эту раннюю работу. Тем более, что она мало известна современным исследовате­лям, поскольку до сих пор не переопубликовывалась (в отли­чие от других работ Н. С. Трубецкого). Нам удалось ознако­миться с нею и поэтому в данной статье мы сосредоточимся на рассказе о ней.

Начинается статья с рассказа о 37-ой руне «Калевалы», известной как песнь «Kultoneito». Трубецкой говорит об этой песне, что она «принадлежит к числу интереснейших произ­ведений финского народного творчества» и что от нее «так и веет глубокой языческой стариной»3. В то же время исследо­ватель отмечает, что смысл этой песни уже непонятен нашим современникам и, чтоб его прояснить, нужно обратиться к эт­нографическим материалам других финских народов.

Далее Трубецкой пересказывает сюжет 37-ой руны. Куз­нец Ильмаринен (Сеппо Ильмаринен - один из трех высших Богов финской мифологии, бог воздуха и погоды) тоскует по­сле смерти жены и наконец решает себе выковать жену из се­ребра и золота. Он выковывает ее, моет ее в бане, ложится с ней спать, но замерзает. Затем он едет к брату Вейнемейнену (Вяйнямейнену) - богатырю, сеятелю, мудрецу, певцу, перво­му человеку. Тот не принимает золотую статую и советует бра­ту больше такого не делать. Трубецкой цитирует перевод «Ка­левалы» Бельского (выпущенный в 1888 году) и анализирует разные варианты концовки 37-ой руны.

Затем, пытаясь объяснить странный поступок кузнеца, Трубецкой обращается к культу мертвых у финно-угорских народов и апеллирует к работе Новицкого «Описание на­рода остяцкого», где тот описывает странный обычай этого народа (остяки - устаревшее название хантов): после смерти мужа женщина изготавливает деревянную куклу, наряжает ее в одежды умершего, сажает за столом, подносит пищу, кладет ее в постель и ведет себя как с живым мужем. Обычай связан с верою в то, что в деревянного идола входит душа умершего. Трубецкой указывает на исследование Гондатти, согласно ко­торому такой же обычай есть и у «самоедов» (урало-алтайцев), а также «луговых черемис» (марийцев) в виде обычая паренья в бане липовой палки, символизирующей умершего.

Трубецкой завершает выводом, что, вероятно, схожий обычай был и у финнов (суоми) и это получило отражение в 37 руне «Калевалы».

3. Заключение

«Финская песнь «Kultoneito» как переживание языческого обычая», как уже говорилось - самая ранняя работа Н. С. Тру­бецкого. Однако уже в ней мы обнаруживаем зачатки того сти­ля научного мышления, который достигнет наивысшей точки в структуралистских и фонологических исследованиях зрело­го ученого. Речь идет о стремлении к целостному восприятию, сведению к единству различных феноменов. Это нашло свое отображение и в его евразийских штудиях (теория языковых союзов, локальных цивилизаций, славяно-туранского характе­ра российской цивилизации), и в лингвистических исследова­ниях (понимание языка как системы).

Кроме того, нельзя не заметить актуальности этой статьи Трубецкого. В ту далекую эпоху, когда миф рассматривался, скорее, как разновидность древнего искусства, интуиция вели­кого ученого позволила ему предвосхитить метод Мирче Эли- аде, согласно которому в мифе под покровом литературности находятся воспоминания о древних религиозных ритуалах.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФАРХУТДИНОВ И.З. АМЕРИКАНСКАЯ ДОКТРИНА О ПРЕВЕНТИВНОМ ВОЕННОМ УДАРЕ ОТ МОНРО ДО ТРАМПА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. М., 2017. 338 С.

МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск 4 - 2007

Владимир Васильевич АЛЕШИН,

заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, начальник отдела административного, уголовного и процессуального права, доктор юридических наук, профессор

Рубен Амаякович КАЛАМКАРЯН,
ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридический наук, профессор, профессор Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Вячеслав Николаевич КУЛЕБЯКИН,
профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, кандидат юридических наук, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика