Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Специфика формирования элиты в информационном обществе. Социально-философский аспект
30.10.17 14:44

МУРЗАГУЛОВ Ростислав Рафкатович
магистр по связям с общественностью

 

Актуальность статьи связана с необходимостью поиска но­вых форм межгруппового информационного взаимодействия в социальном пространстве информационного общества требую­щих применения иных форм взаимодействия между различны­ми группами общества. Глобальная трансформация социального пространства, качественное изменение информационного потока, привело к существенному изменению как межличностной, так и межгрупповой коммуникации. Возможность генерации, безгра­ничного распространения, трансформации информационного продукта ограничена лишь ценностями, мировоззрением, идея­ми и идеалами самого человека и сформированными, на их осно­ве коммуникационными кодами. Стремительно меняется форма социальной коммуникации. Преобладающая в индустриальном обществе иерархическая форма распространения информации, дополняется, а в ряде случаев замещается, сетевой формой, когда влияние группы граждан в крупном сетевом сообществе соизме­римо с таковым у формальной организации или института. Под влиянием распространения электронных сетей, в том числе сети Интернет, информация становится ведущим ресурсом, а созда­ние межличностной и межгрупповой коммуникации происхо­дит в реальном времени. Сетевая форма коммуникации с одной стороны позволяет обеспечить безграничное распространение информации, с другой стороны способствует образование отгра­ниченных сетевых сообществ - кластеров. Отграничение кластеров происходит по принципу близости ценностей и сформирован­ным на их основе коммуникационным кодом.

В информационном обществе информация становится веду­щим ресурсом общества, но сам по себе информационный про­дукт не имеет ценности вне информационного пространства, без его распространения в межличностной и межгрупповой комму­никации. Таким образом, чем больше коммуникационных связей у человека, тем больше возможность распространения информа­ционного продукта внутри сообщества, а следовательно и больше вероятность влияния человека на сознание, поведение других членов сообщества. Можно предположить, что влияние человека, его коммуникационные связи отграничены сетевым сообществом, в котором он пребывает. В реальном мире мы наблюдаем, что из­вестный профессор не может оказать существенное информаци­онное воздействие, например в сфере коммунального хозяйства, в отличие от слесаря - рядового работника той же управляющей компании. Но в тоже время отдельные сетевые сообщества взаи­мопересекаются друг с другом в рамках одной социальной сети и влияние некоего профессора в упомянутом сообществе может резко возрасти, если окажется, что он лично знаком со слесарем и связан с ним множеством коммуникационных связей - друже­ских, родственных, административных. Уровень коммуникацион­ного капитала в одном сообществе различен у различных людей, что приводит к стратификации членов сообщества, выделению групп элиты сообществ.

Принадлежность к элите данного сообщества есть след­ствие совокупности причин, в том числе и желания самого че­ловека, повысить свой статус именно в этом сообществе. Сете­вые сообщества не являются отграниченным образованием, но частью социальной сети всего общества. Сетевые сообщества взаимопроницаемы, связаны коммуникационными связями отдельных участников пребывающих одновременно во мно­жестве сообществ, в связи с множественностью социальных ролей человека информационного общества.

Влияние человека на сообщество, статус человека в данном сообществе, определяется не только количественными (вес узла - количество связей ведущих от данного узла к другим узлам со­общества), но и качественными характеристиками узла сети - на­грузкой (betweenness centrality), а также центростремительностью узла (eigenvector centrality). Совокупность вышеуказанных количе­ственных и качественных метрик определяет вероятность распро­странения информации на сообщество в целом, уровень значимо­сти и влияния человека, называемые нами коммуникационным капиталом. Этот вид богатства становится приоритетным в ин­формационном обществе. Коммуникационный капитал можно создать путём ряда целенаправленных действий, накопить, пере­дать, обменять на иной тип капитала и так далее. Как видно это понятие сходно с понятием «социальный капитал» в понимании Пьера Бурдье, Джеймса Коулмана, Роберта Патнэма. Послед­ний рассматривает «социальный капитал» как сумму множества связей человека с другими людьми. Но количественные показате­ли, к которым можно отнести и широко применяемый Френси­сом Фукуяма термин «радиус доверия» не отражают полностью потенциал влияния человека на сообщество. В понимании же «коммуникационного капитала» учтены, как было указано выше, качественные показатели - нагрузка, то есть возможность рас­пространять информацию по коммуникационным связям вну­три сообщества и центростремительность - близость узла сети к максимально нагруженному узлу - генератору информационного продукта. Исчисление коммуникационного капитала в настоящее время производится нами по алгоритму АЛ. Барабаши путем вы­деления «связующих» узлов во время исследования виртуальной проекции социальных сетей. Это исследование по методике Н. И. Теренина - М. Г. Бреслера позволяет выделить лиц с высоким уровнем коммуникационного капитала внутри социальной сети. Можно с большой долей вероятности предположить что, в груп­пу лиц с высоким уровнем коммуникационного капитала в пер­вую очередь войдут так называемые публичные лица и вне группы окажутся лица стремящиеся сохранить приватность, но имеющие большое влияние на работу организаций и институтов. Посколь­ку мы утверждаем, что в формировании элиты сообщества (и общества в целом) именно коммуникационный капитал играет приоритетное значение, то данный тезис является объектом наи­большей критики. При этом критика происходит как со сторо­ны сторонников меритократической концепции, созданной X. Арендт, восходящей к аксиологической парадигме В. Парето, так и со стороны сторонников альтиметрической парадигмы Р. Моска. Сторонники аксиологической парадигмы убеждены, что элита формируется из лиц наделенных определенными способностями, являющихся носителями определенных ценностей позволяющих им высокий статус и занять «положение в обществе». Сторонни­ки альтиметрической парадигмы вслед за Г.. Лассуэлом считают элиту определенной функциональной группой, находящейся, по мнению О. В. Крыштановской «на вершине государственной пи­рамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня». Таким об­разом, авторы - носители мировоззрения индустриального обще­ства причисляют к элите либо людей признанных таковыми, либо включенными (инкорпорированными) в функциональную груп­пу власти. Несмотря на конвенциально признанный авторитет ведущих экспертов мы не можем с ними полностью согласиться.

С нашей точки зрения принадлежность к ценностям, возмож­ность распространять их на всё общество, используя владение ин­формационным продуктом и информационно-коммуникацион­ными сетями, распространяется на весь высший класс - правящую социальную группу информационного общества, нетократию в терминологии А. Барда и Я. Зондерквиста. Холизм аксиологиче­ского подхода не позволяет вычленить непосредственно элиту, а также идентифицировать человека как явно принадлежащего к группе элит. Отношение к элите как функциональной группе по­зволяет провести четкую идентификацию. По мнению сторонни­ков альтиметрической парадигмы, к которым можно отнести и Н. А. Баранова, человека в элиту инкорпорируют институты власти. Видно, что данные суждения восходят к табели о рангах Петра Ве­ликого когда, получая чин определенного класса, человек получал дворянство, позволяющее ему или его потомкам войти в группу элит. Но в информационном обществе потенциально актором может стать любой участник /группа участников акторно-сетевого взаимодействия социальной сети вне зависимости от формально­го положения в организации или институте. Между занимаемым постом в институте власти и коммуникационным капиталом че­ловека нет прямой корреляции. Экскорпорация из группы элиты не влечет за собой автоматическое разрушение коммуникацион­ных связей и напротив инкорпорация может не привести к увели­чению влияния человека.

Наш подход, являющийся альтиметрическим по своей форме, так как мы выделяем в качестве элиты сообщества людей количество и качество коммуникационных связей, которых по­зволяют распространить информацию на большинство членов сетевого сообщества. Параметры коммуникационного капита­ла можно исчислить, сравнить, наблюдать изменения уровня коммуникационного капитала в динамике. В то же время к ак­тивная деятельность в том или ином сообществе тесно связана с близостью коммуникационного кода человека и сообщества, обусловленной близостью ценностей человека и сообщества.

В тоже время введение понятия коммуникационного ка­питала позволяет выделять представителей элиты информа­ционного общества по уровню коммуникационного капитала в каждом из сообществ, то есть по аксиальному признаку под­дающегося исчислению.

Коммуникационный капитал, как и любой другой вид богатства, может быть по воле его обладателя увеличен, пере­дан, взят «в займы», а также обменен, куплен, продан, сконвер­тирован в любой другой вид богатства - то есть в финансовый, социальный или человеческий капитал.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика