Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Применение тарифных и аналогичных им мер в международных энергетических правоотношениях
31.10.17 14:07

ШИЯНОВ Алексей Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета Южного федерального университета

 

Современное международное право включает приёмы и средства регулирования отношений, возникающих в сфере трансграничного перемещения товаров и услуг, которые в от­сутствие специальных норм, применимы к энергетическому сектору по аналогии. Предлагаемое исследование представля­ет собой обзор международно-правовых норм, действующих в сфере регулирования экспорта, импорта и транзита энергии и энергоносителей, а также сопутствующих операций, в зна­чительной степени кодифицированных «правом Всемирной торговой организации (ВТО)».

Юридические основы многосторонней торговой системы включают нормы об исключительной таможенной защиты, обязывающий отдавать предпочтение ввозным и вывозным таможенным пошлинам и иным обязательным платежам, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможен­ную границу, и запрещающий их повышать в одностороннем порядке. Действует правило «единого пакета», в соответствии с которым неправомерен отказ от соблюдения соглашений по торговле товарами и услугами с общим участием, и разрешено не присоединяться к соглашениям с ограниченным участием. Закреплены нормы о многостороннем правовом взаимодей­ствии, обязывающие заключать обоюдные торговые согла­шения и воздерживаться от применения двусторонних согла­шений и односторонних мер, нарушающих многосторонние соглашения. В торговле услугами многостороннее сотрудни­чество должно осуществляться на условиях транспарентности, поступательной либерализации, взаимной выгоды, обеспечения баланса прав и обязательств и признания права регули­ровать поставки услуг, и вводить меры для достижения целей национальной политики.

Данные правила рассматриваются в литературе как со­ставляющие специальных принципов международного торго­вого права, неотделимых от принципов «права ВТО». Общая направленность на либерализацию международной торговли реализуется посредством закрепления недискриминационно­го режима, на который вправе рассчитывать операторы членов организации. Следовательно, применение тарифных и анало­гичных им мер в международных энергетических отношени­ях осуществляется на основе норм Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), толкуемых в ходе разрешения споров. Конкретизация юридических обязательств в энергетическом секторе многосторонней торговли происходит в до­кументах, подписываемых при вступлении в ВТО.

  1. Обязанность предоставлять режим наиболее благопри- ятствуемой нации по ст. I ГАТТ означает, что всякий раз, ког­да сторона вводит таможенные пошлины, прочие сборы или любые импортные или экспортные процедуры или правила и внутренние меры, дающие преимущество товарам другой сто­роны, эта привилегия должна предоставляться подобным то­варам третьих сторон на основании обязательств. Недопусти­ма дискриминация импортируемых товаров по признаку их происхождения или экспортных товаров по признаку их на­значения. Все товары, являющиеся «подобными», независимо от их происхождения или назначения, должны пользоваться одинаковым режимом, предоставляемым немедленно и безус­ловно. Согласимся, что «подобие товаров» устанавливается на основе свойств, качества или позиции в тарифной классифи­кации, поэтому, к примеру, к электроэнергии из одной сторо­ны может быть применён иной тариф, чем к природному газу из другой стороны, а нарушение произойдёт при введении разных пошлин для электроэнергии в зависимости от спосо­ба генерации. Увязка более низкого тарифа или другой меры доступа к энергетическому рынку со встречными мерами не должна нарушать данный режим, поэтому недопустимо, что­бы одна сторона открыла свой энергетический рынок только для стороны, в которой имеется сходный уровень либерализа­ции, но не для третьей стороны, рынок которой все еще более защищен. Это позволяет избежать положения, при котором только ведущие торговые партнеры согласовывают между со­бой уступки, а все иные вынуждены к ним присоединяться. Статья II ГАТС предусматривает режим не менее благоприят­ный, чем тот, который вводится для любой другой стороны, поэтому, к примеру, не могут вводиться льготные пошлины для операторов одной из сторон, учредившей на территории другой компанию, без предоставления аналогичного режима операторам третьих сторон.
  2. Правила о предоставлении национального режима по ст. III ГАТТ допускает налогообложение или внутреннее регу­лирование импорта, если такие же меры применяются и к оте­чественным товарам. Запрещено различное налогообложение подобных, непосредственно конкурирующих или взаимоза­менимых товаров, если тем самым обеспечивается преимуще­ство отечественному производителю. Следует согласиться, что налогообложение электроэнергии, отличающееся от налогов на газ или нефть, нарушением не является, но установление дополнительного налога на электроэнергию, вырабатывае­мую на основе невозобновляемых источников, представляется дискриминацией. Два вида энергоресурсов, не признанных подобными, как, к примеру, электроэнергия или газ, могут считаться непосредственно конкурирующими, и льготное для внутреннего производства налогообложение может быть при­знано неправомерным. Иные внутренние меры, к примеру, минимальные цены, экологические стандарты, сборы за до­ступ к передающим системам, должны предусматривать для импорта такой же режим, что и для отечественных товаров. Запрещены меры по смешению, переработке или использова­нию товаров в определенных пропорциях или минимального содержания местных составляющих, например, субсидиро­вание электроэнергии, вырабатываемой с использованием местных источников. Но обложение отечественной и импорт­ной электроэнергии по одинаковым ставкам, за счет которого субсидируется внутренне производство из возобновляемых источников, правомерно. Специфические обязательства по ст. ХАЛ ГАТС, к примеру, в области технического обслужива­ния энерготранспортных линий могут предоставлять другим сторонам режим налогообложения, не менее благоприятный, чем тот, которым пользуются отечественные компании, при этом недопустимо менять условия конкуренции в пользу от­ечественных поставщиков по сравнению с поставщиками дру­гих сторон.
  3. Статья V ГАТТ запрещает препятствовать провозу това­ров через территорию одной из сторон в интересах других сто­рон, начинающемуся и заканчивающемуся за её границами, по путям, наиболее подходящим для перевозок. Транзитные перевозки из территорий других сторон или на их террито­рию, не должны подвергаться задержкам или ограничениям, не вызванным нарушением таможенных правил. Следует со­гласиться е тем, что, если, к примеру, природный газ пересека­ет территорию одной из сторон по трубопроводам, и направ­ляется из другой стороны в третью, то транзитёр не вправе вводить таможенные пошлины и прочие пошлины или сборы за транзит, за исключением сборов за транспортировку, адми­нистративные процедуры или другие оказанные услуги или в порядке возмещения расходов по ведению статистического учёта или обеспечению безопасности[9]. Любые сборы должны быть умеренными и учитывающими фактические издержки, а соблюдение требований в отношении безопасности, уведом­лений и лицензирования не должны приводить к излишним задержкам или ограничениям. Транзиту в одну из сторон или из нее должен обеспечиваться режим не менее благоприят­ный, чем транзиту в любую третью сторону или из нее, без различий, основанных на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-ли­бо обстоятельств, относящихся к собственности на товар или транспортное средство. Недопустимо устанавливать на то­вары, следующие из соседней стороны, более низких сборов, чем на отправленные из этой стороны транзитом через третью сторону.
  4. Нормы ст. VIII ГАТТ ограничивают величину всех сбо­ров и платежей, устанавливаемых на ввоз или вывоз товаров, или в связи с ними, кроме подпадающих под обязательства о национальном режиме, приблизительной стоимостью оказан­ных услуг. Такие меры не должны применяться для косвенной защиты отечественных товаров, обложения импорта или экс­порта в фискальных целях, увеличения наказания за соверше­ние незначительных нарушений таможенных правил и для выравнивания внутренних налогов, если соответствующий товар не является объектом связывания тарифов. Соответству­ющие сборы и платежи должны быть увязаны со стоимостью услуг, настолько тесно связанных с процессами прохождения таможни, что это, при условии предоставления обычной лицензии, будет преимуществом для конкретного импортера. Сбор или платеж должен быть ограничен приблизительной стоимостью таможенной обработки для ввоза, поэтому не­допустима система, основанная не на количестве товара, а на его стоимости. Соответствующие сборы или платежи могут устанавливаться только в том случае, если они компенсиру­ют расходы по оказанию услуги, например, по сертификации или инспекции качества или характеристик товаров энергети­ческого назначения, и не могут быть рассчитаны на основе их стоимости. Сферой применения таких мер являются только сборы или платежи, отличные от внутренних налогов, регули­руемых на основании обязательств о национальном режиме. Их введение должно быть надлежащим образом регламенти­ровано, поскольку, к примеру, как указано в литературе, по­шлины за статистический учёт иностранных торговых опера­торов без установления ее минимальной или максимальной суммы будет являться нарушением.
  1. Статья IX ГАТТ разрешает требовать наличия отметок о происхождении товаров энергетического назначения, если при этом обеспечивается их недискриминационное приме­нение для импорта из любой стороны. Соблюдение правил о маркировке не должно повлечь серьезного ущерба товарам или существенного снижения их ценности, или необосно­ванно увеличивать их стоимость. Никакие специальные по­шлины или штрафы не должны налагаться за несоблюдение данных правил до ввоза, если исправление маркировки не будет неоправданно задержано, или не были сделаны ложные маркировки, или требуемая маркировка не была намеренно упущена. Данные предписания касаются только отметок о месте происхождения, к примеру, нефтепродуктов, и не рас­пространяются на ярлыки, информирующие потребителя об иных фактах, таких как, характеристика безопасности или тех­нологического процесса. Дискриминационные требования об этикетировании также считаются нарушением обязательств о национальном режиме.
  2. Статья XI ГАТТ запрещает количественные ограниче­ния, имеющие характер квот, импортных, экспортных лицен­зий или других мер на импорт или экспорт товаров. Пред­писания охватывают случаи запрета импорта или экспорта электроэнергии или природного газа ниже определенной цены, что препятствует более дешёвому импорту, или не до­пускает экспорт на мировые рынки по конкурентным ценам. Установлено, что нормы о количественных ограничениях при­менимы только к мерам, дополняющим режим наиболее благоприятствуемой нации, но если все количественные по­граничные меры запрещены, то таможенные пошлины раз­решены до определённого уровня. Если мера применяется исключительно к импорту, она подпадает под запрет количе­ственных ограничений, а если применяется ко всем товарам, - под обязательства о национальном режиме. Тем не менее, разрешены временные меры по ограничению экспорта, при­меняемые для предотвращения критического недостатка электроэнергии или нефтепродуктов, имеющих существенное значение для экспортирующей стороны, или необходимые для перехода на новые международные стандарты классифи­кации, сортировки или реализации. На основании ст. \VI ГАТС, к примеру, в сфере доставки и удаления ядерных мате­риалов и отходов, следует избегать ограничений в форме ко­личественных квот или требовать обоснования экономической целесообразности, численности поставщиков и занятого пер­сонала, стоимости услуг или задействованных активов, огра­ничивать правовые формы юридических лиц или совместных предприятий, долю иностранного капитала.
  3. Статья XIII ГАТТ разрешает количественные ограниче­ния импорта или экспорта с соблюдением режима наиболее благоприятствуемой нации и фиксированные тарифные кво­ты на общее количество разрешенного импорта. К примеру, если в порядке исключения устанавливается квота на импорт природного газа или нефтепродуктов, то устанавливать оди­наковую относительную квоту для всех сторон, с тем, чтобы соблюсти обязательства по режиму наиболее благоприят- ствуемой нации, будет несправедливо, поскольку не отража­ет доли, которые импортирующие стороны имели бы при отсутствии таких ограничени. Ограничения могут приме­няться путем выдачи импортных лицензий или разрешений без квоты, стороны не должны требовать, чтобы соответствую­щие ограничения использовались для импорта из какой-либо определенной страны или источника. В случаях, когда квота распределяется между импортирующими сторонами, сторо­на, применяющая ограничения, может достичь соглашения с заинтересованными сторонами относительно распределения долей в квоте. Если данный метод не целесообразен, сторона, вводящая ограничения, должна выделить заинтересованным сторонам долю от всего количества или стоимости импорта данного товара, основанную на пропорции предшествовавше­го периода. Не должно устанавливаться никаких условий или формальностей, препятствующих сторонам полностью ис­пользовать выделенные им доли, при условии, что ввоз будет произведен в предписанный период, к которому может отно­ситься квота.
  4. Статья XII ГАТТ допускает ограничения количества или стоимости разрешенных к импорту товаров в целях обеспече­ния внешнего финансового положения и равновесия платеж­ного баланса. Если в условиях чрезмерного импорта правила, основанные на цене, к примеру, дополнительные сборы в счёт предстоящих операций, не привели к пополнению запасов иностранной валюты, то могут вводиться запреты на импорт, устанавливаться квоты или минимальные цены и иные коли­чественные ограничения. Соответствующие меры следует вводить с соблюдением обязательств по режиму наиболее бла- гоприятствуемой нации, и они не должны быть более значи­тельными, чем требуется для предотвращения существенного сокращения валютных резервов. Могут вводиться меры, равно­ценные ограничению платежей и переводов по текущим меж­дународным сделкам, к примеру, кратковременная фиксация курса национальной валюты по расчётам в рамках квоты на поставки энергоносителей, не подрывающая международную систему обменных курсов. Не запрещены недискриминацион­ные меры, имеющие равноценный эффект с ограничениями свободы обменных операций в дефицитной валюте по ст. XIV ГАТТ. Статья XI ГАТС запрещает применять ограничения в от­ношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающихся его специфических обязательств. Стороны, находящиеся в процессе экономического развития или в условиях переходной экономики, на основании ст. XII ГАТС вправе вводить меры по сохранению финансовых ре­зервов, достаточные для специальных программ, и отдавать предпочтение услугам, более важным для соответствующих программ.
  1. В ст. XVII ГАТТ закреплены нормы, касающиеся пра­вительственных агентств и правительственных компаний, имеющих монополию на импорт или исключительную ли­цензию на их поставку потребителям. Действия, совершаемые такими операторами, квалифицируются как правительствен­ные меры, следовательно, монополия, к примеру, в области импорта электроэнергии, не должна приводить к преиму­ществам для отечественных производителей, поскольку вво­димые таким предприятием меры не должны превышать средний уровень, предусмотренный в обязательствах в отно­шении таможенных пошлин или прочих сборов на импорт электроэнергии. Такие операторы не вправе дискриминиро­вать импорт по признаку происхождения, что предполагает режим наиболее благоприятствуемой нации, или между от­ечественными товарами и импортом, что предусматривает на­циональный режим. Согласно ст. VIII ГАТС следует обеспечи­вать, чтобы, к примеру, операторы, монопольно оказывающие услуги по сертификации оборудования, не злоупотребляли своим положением.
  2. Правила об открытости по ст. Х ГАТТ предполагают, что законы, правила, судебные решения и административные распоряжения, относящиеся ко всяким мерам регулирования торговли товарами энергетического назначения должны пу­бликоваться способом, дающим возможность другим сторо­нам и их операторам ознакомиться с ними, и не могут всту­пать в силу до официального опубликования. Безусловно, в той мере, в какой сами они являются дискриминационными, такие меры должны рассматриваться не как нарушающие тре­бования открытости, а как противоречащие обязательствам режима наиболее благоприятствуемой нации или о нацио­нальном режиме. Предписывается учредить беспристраст­ную национальную систему рассмотрения споров, в органах и по процедурам которой могли бы рассматриваться адми­нистративные действия, касающиеся таможенных вопросов. Относительно услуг, таких, как, разведка и оценка запасов ме­сторождений природного газа, по ст. III ГАТС следует безотла­гательно публиковать законы и правила, а также международ­ные соглашения, регулирующие условия размещения заказов для иностранных фирм, за исключением чрезвычайных обсто­ятельств, не позднее вступления в силу.

Предпринятое исследование демонстрирует значение «права ВТО» для регулирования международных энергетиче­ских отношений, позволяющего их операторам пользоваться недискриминационным доступом на внутренние рынки чле­нов организации. Отметим, что юридические основы много­сторонней торговой системы не ограничиваются нормами, применимыми в общих случаях, и в энергетическом секторе нередко вводятся меры, представляющие собой изъятия из режима наиболее благоприятствуемой нации и национально­го режима, что обуславливает необходимость характеристики соответствующих правил.


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика