Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости






РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.



Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».





вернуться

Полиция Литовской Республики

Бирюков П.Н.

1. Полиция Литовской Республики: общие положения

Полиция Литовской Республики действует в системе Министерства внутренних дел .
Главными  задачами полиции Республики объявлены: защита прав и свобод человека; гарантирование общественного порядка и безопасности; оказание аварийной помощи лицам, когда это необходимо из-за их физической или умственной беспомощности, также как и к лицам, которые пострадали от преступных действий, других нарушений закона, стихийных бедствий или подобных актов; предотвращение преступных действий и других нарушений закона; обнаружение и расследование преступных действий, и других нарушения закона; контроль безопасности движения.
Полиция должна защищать всех лиц, которые находятся в территории Республики, независимо от их национальности, расы, пола, языка, происхождения, социального статуса и др.
В настоящее время в Литовской Республике основными документами, регулирующими функционирование полиции, являются Закон «О полицейской деятельности» 2000 г.  Вместе с тем действуют до сих пор некоторые нормы Закона «О полиции» 1990 года .



2. Структура полиции

Полицию Литовской Республики образуют:
1) Департамент полиции в Министерстве внутренних дел (далее - Департамент полиции);
2) территориальные полицейские участки  (полицейские комиссариаты, которые осуществляют функции на определенной территории);
3) полицейские учебные заведения;
4) специализированные полицейские подразделения.
Первое - Департамент полиции. Департамент:
а) гарантировать выполнение задач, возложенных на полицию;
б) координировать действия подчиненных полицейских участков, и представлять рекомендации и инструкции им;
в) формировать общую стратегию действий подчиненных полицейских участков и персонала;
г) гарантировать выполнение государственных программ полицейскими участками;
д) помогать Генеральному комиссару полиции формировать стратегию полицейских действий и осуществлять управление полицейскими подразделениями.

Департамент полиции имеет следующую структуру :

Департамент полиции возглавляет Генеральный комиссар полиции. Генеральный Комиссар: устанавливает внутреннюю структуру и штаты полицейских участков, подчиненных ему непосредственно; контролирует и координирует деятельность полицейских участков; организует материально-технические условия для полицейских участков; создает территориальные, специализированные полицейские участки и профессиональные учебные учреждения; осуществляет другие полномочия, предоставленные законами и другими нормативными актами.

Под непосредственным руководством Генерального комиссара действуют: Надзорная группа, Отдел персонала, Бюро внутренних расследований, Дивизион внутреннего аудита, и некоторые другие, а также два специализированных полицейских подразделения (Центр логистики, Антитеррористическое подразделение).

Генеральному комиссару помогают три Заместителя, каждый из которых курирует самостоятельное «направление»:
Один заместитель возглавляет Криминальную полицию (которая является специализированным полицейским подразделением) и включает в себя Бюро криминальной полиции и Научный полицейский центр.

Под руководством другого заместителя находятся: Главной Штаб-квартирой, Офис, Отдел информации, Отдел международного сотрудничества и два специализированных полицейских подразделения (Центр обучения полиции и специальное издание «Полиция»).

Третий заместитель курирует Полицию общественной безопасности и три специализированных полицейских подразделения (Дорожная полиция, полицейская охрана, полицейская команда). 

Второе - территориальные полицейские участки. Они состоят из полицейских штаб-квартир высшего уровня (комиссариатов) и подчинённых ему полицейских подразделений низшего уровня (полицейских участков).

Полицейская штаб-квартира высшего уровня обязана: координировать и управлять действиями полицейских единиц низшего уровня функционирования в территории соответствующего графства; осуществлять другие задачи и функции и отвечать за их выполнение перед Генеральным комиссаром полиции. Комиссариат полиции может также осуществлять задачи и функции полицейских единиц низшего уровня.

Полицейские единицы низшего уровня расположены в административных центрах соответствующих муниципалитетов. Они: обеспечивают общественную безопасность и порядок; осуществляют программы, предназначенные для предотвращения преступлений, защиты жизни, здоровья и имущества населения; предотвращают преступные действия и проступки, выявляют и расследуют преступления и другие  правонарушения; осуществлять другие задачи и функции.

Третий - полицейские учебные заведения. Центры обучения полиции является специализированными полицейскими подразделениями.

Четвертый - специализированные полицейские подразделения. Это  полицейские подразделения, созданные по нетерриториальному принципу. В их числе: криминальная полиция, научный центр, офис публичной полицейской защиты и др.

3. Служащие полиции

Генеральный Комиссар полиции назначается Президентом Республики по представлению Министра внутренних дел и рекомендации Правительства. Срок полномочий – 5 лет. Генеральный Комиссар полиции непосредственно подчинен Министру внутренних дел и ответственен перед Президентом Республики.

На должность Генерального комиссара полиции может быть назначено лицо, достигшее 35 лет, имеющее степень магистра права или высшее юридическое или эквивалентное ему образование и работавший лидером или старшим комиссаром, обычно не менее чем три года. Территориальные полицейские участки возглавлять офицеры, назначенные Генеральным Комиссаром полиции. Их кандидатуры предварительно согласуются с главой органа управления соответствующей территории.
Подготовка полицейских офицеров включает обучение полицейских офицеров в образовательных учреждениях Министерства образования и науки и профессионального образования в полицейских учреждениях.

Статус сотрудника полиции предоставляется лицу, которое принимается на службу в полицию. Сотрудником полиции может быть гражданин Республики, достигший 18 лет, здоровый в физическом и психическим отношении.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 закона «О полиции» в Литве установлены следующие ранги сотрудников полиции:
главный комиссар - commissar general;
шеф-комиссар - chief commissar;
старший комиссар - senior commissar;
комиссар - commissar;
комиссар-инспектор - commissar inspector;
старший инспектор - chief inspector;
инспектор - inspector;
младший инспектор - junior inspector;
первый сержант - first sergeant;
главный полицейский - chief policeman;
полицейский - policeman;
стажёр - probationary policeman;

Полицейский ранг присваивается лицу после сдачи квалификационного экзамена (процедура и условия проведения которого определяются Министром внутренних дел) и назначения в соответствующее подразделение полиции.

Полиция и полицейские офицеры не должны участвовать в политических акциях. Полицейские офицеры не могут быть членами политических партий (ст. 2 закона о политических партиях) .

4. Полномочия сотрудника полиции

Полицейские действия в Литве должны быть основаны на принципах демократии, отношении к правам человека, гуманизма, морали общества, законности, профессиональной открытости. Принуждение должно быть использовано только тогда, когда это необходимо.

Полицейский офицер при осуществлении его функций вправе требовать от всех лиц выполнять его законные требования. Он может использовать принуждение в случае их несоблюдения или сопротивления.

Полицейский офицер вправе:

«имея разумное подозрение на совершение кем-либо административного правонарушения или  осуществление преступного действия», проверять документы лица, которое имеет к этому отношение, документы на транспортное средство, груз и временно их изъять;

в форме, предписанной законом, может задерживать и доставлять правонарушителей в официальные участки полиции или в другие правоохранительные учреждения с целью установления их личности, составлять рапорты и сообщения, устанавливая лиц и имущество;

во время осуществления преследования подозреваемых в преступлении или скрывшихся от правосудия преступников, а также в случае противодействия преступному действию, имеет право вторгаться в любое время в жилые и нежилые помещения, на территорию физических  и юридических лиц, а также имеют право остановить любое транспортное средство, и использовать его, если это необходимо. Если таким действиям оказывается  сопротивление, полицейские офицеры имеют право применить сил. О таких действиях в течение 24 часов должна быть уведомлена прокуратура;

использования в случаях, предусмотренных главой 4 Закона о полицейской деятельности, огнестрельного оружия, физического и другого вида принуждения;

использовать в непредвиденной ситуации средства связи, принадлежащие физическим или юридическим лицам;

временно ограничить доступ на какую-либо территорию или в помещения;

проверить лицо, управляющее транспортным средством, если есть подозрения, что данное лицо подверглось воздействию алкоголя, наркотиков, психотропных или других подобных веществ, или находится под воздействием лекарственных средств, чтобы воспрепятствовать управлять транспортным средством такому лицу, а также лицу, которое не имеет водительских прав, либо лицу, которое создает опасность движению;

запретить эксплуатацию транспортного средства, конструкции или техники, которое не соответствует действующим в государстве правилам дорожного движения, нормам или стандартам;

изъять огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и другие объекты для установления факта нарушения соответствующих правил;

делать фотографии, осуществлять звуко- и видеозапись (без нарушения неприкосновенности индивидуальной частной жизни, гарантированной законом);
осуществлять другие права, предоставленные ему законом.

Полицейский офицер вправе:

посещать лиц, включенных в регистр полицейского превенции в их жилье и вызвать в суд повесткой в полицейский участок, официально предостерегать других лиц по поводу их недопустимого поведения, которое находится в конфликте с общественными интересами; 

входить в любое время дня в жилые помещения лиц, в отношении которых вынесен приговор, если это имеет отношение к принудительному  осуществлению наказания, усыновленного судом или выполнением обязательства,  а также для того, чтобы вызвать в суд повесткой и доставлять таких лиц в полицейский участок, чтобы контролировать их подчинение законам и ограничениям, наложенным судом;

входить в жилые помещения с 6 утра до полудня до 10 вечера для проверки соблюдения законодательства о госгранице и миграции;

делать фотографии и делать звуковые и видеозаписи  лиц, находящихся   под  административным  арестом или лиц, состоящих в полицейском регистре, брать отпечатки пальцев указанных лиц и принять другие образцы для сравнительного исследования или отождествления;

истребовать информацию в медицинских учреждениях и проводить обязательную проверку нарушителей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психотропными или ядовитыми веществами, для того, чтобы предотвратить распространение венерических и других инфекционных заболеваний лиц, относящихся к  группе  особого риска, которые состоят на учете в медицинском учреждении;

отстранять от должностей лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими, психотропными или другие опасными веществами, если они не в состоянии двигаться, а также могут нанести вред себе или окружающим.

Расследуя преступление или обладая информацией, что оно планируется, осуществляется или было совершено, полицейский офицер вправе:

проверять деятельность предприятий, агентств и организаций всех типов и форм собственности;

проверять транспортные средства, груз и перевозочные документы;

проводить проверки, исследовать результаты проверок других органов; имеют право изымать документы, сырье, продукцию для проверок;

получать информацию и объяснения от лиц и организаций;

проверять транспортные средства, лиц и багаж на постах проверки всех видов;

входить в помещения предприятий, агентств, и организаций всех типов в течение рабочего времени; в течение нерабочих часов только при участии с представителя организации или владельца;

выполнять оперативные мероприятия, расследовать уголовные дела, составлять криминалистические базы данных

осуществлять другие действия, предусмотренные нормативными актами.

Полицейский офицер должен:

предпринимать срочные меры по получении сообщения о преступлении или другом нарушении закона, пресекать преступные деяния и другие правонарушения, сохранять место преступления и его свидетелей, доставлять в полицейский участок подозреваемых;

гарантировать права и законные интересы задержанных или арестованных лиц, оказывать первую помощь жертвам преступлений и лицам, находящимся в беспомощном состоянии;

предпринимать возможные меры для сохранения собственности лиц,  в случаях стихийных бедствий, катастроф или других аварийных ситуациях;

сохранять конфиденциальную информацию;

выполнять другие обязанности, установленные законом.

Полицейский офицер вправе использовать принуждение, «если это необходимо для предотвращения нарушения закона, чтобы предчувствовать лиц, которые совершили данные нарушения, также как и в других случаях, защищая и отстаивая законные интересы человека, общества, государства» (ст. 23 закона о полицейской деятельности).

Принуждение, которое может вызвать телесные повреждения или смерть, допустимо в том случае, если это единственная мера, которая может быть применена в этой ситуации, и до этого были использованы другие меры, но они оказались неэффективными.

Вид принуждения и пределы его использования выбирает полицейский офицер, принимая во внимание конкретную ситуацию, природу нарушения, законные и индивидуальные особенности правонарушителя.

Полицейский офицер может, в форме и случаях, установленных законом, использовать устное  или физическое  принуждение, огнестрельное оружие и взрывчатые вещества.

Перед использованием физического принуждения или огнестрельного оружия полицейский офицер должен предупредить лицо о его намерении, за исключением случаев, когда отсрочка может  представлять угрозу жизни или здоровью полицейского офицера или другого лица, или когда такое предупреждение невозможно.

Если полицейский офицер не наделен специальным оборудованием или огнестрельным оружием, он может использовать любые другие дополнительное необходимые меры, чтобы отразить попытку нападения или ликвидировать источники угрозы.

Полицейский офицер, который использовал принуждение без нарушения требований этого Закона, но  нанес повреждение на ценностях, защищенных законом, не должен подлежать ответственности.
Об использовании полицейским офицером принуждения, который вызвало  смерть лица или телесные повреждения уведомляется прокуратура.

Полицейский офицер имеет право на физическое принуждение:

защищая себя, других лиц от существующей попытки насилия или попытки, представляющей прямую угрозу жизни или здоровью;

установив лицо, которое совершило нарушение закона, и которое сопротивляется аресту при помощи  активных действий;

когда лицо пытается совершить преступление с использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, мер специальной связи;
во время массовых беспорядков или действий групп, которые нарушают общественный порядок; 

останавливать транспортное средство в случае официального предписания.

Запрещено использовать методы боевой борьбы и специального оборудования против женщин, заведомо беременных, против лиц умственно отсталых или несовершеннолетних, за исключением случаев, когда они сопротивляются и причиняют вред, опасный для  жизни или здоровья, или группа таких лиц нападает и это нападение представляет угрозу жизни или здоровью).

Когда другие принудительные меры неэффективны, полицейский офицер имеет право использовать огнестрельное оружие (ст. 25 закона о полицейской деятельности). Полицейский вправе использовать огнестрельное оружие в следующих случаях: 

защищая себя или других лиц от начавшегося преступного посягательства или преступного посягательства, которое представляет прямую угрозу, опасную для жизни или здоровья;

преследуя преступника, которые «ускользает от ареста активными действиями», в случае невозможности задержать  его любым другим путем, в случаях, когда лицо отказывается выполнять законные требования, чтобы избавиться от оружия или другой вещи,  которой можно повредить человека, если угроза формулируется к жизни или здоровью полицейского офицера или другого лица и невозможно разоружить его любым другим путем;

отражая нападение на охраняемые объекты;

когда это необходимо для освобождения заложников или, чтобы предотвратить акт терроризма;

в момент бегства с места заключения или беспорядков в местах лишения свободы.

Полицейский офицер вправе использовать огнестрельное оружие против средства транспорта и животных.

Запрещено использовать огнестрельное оружие, если это подвергает опасности невиновных людей; в отношении женщин, которые заведомо беременны, в отношении умственно отсталых лиц и несовершеннолетних, кроме  случаев, когда эти лица  сопротивляются, либо создают опасную ситуацию для человеческой жизни или здоровья, или группа таких лиц нападает и это нападение представляет угрозу жизни или здоровью.

По запросу лица полиция должна предоставлять открытую информацию о данном лице, которая хранится в базах данных полиции. Должен быть запрещен доступ к личной  информации о других лицах, если иное не установлено законом и другими нормативными актами .

Полиция не может  предоставлять информацию, которая является государственной, профессиональной, рекламной, торговой или банковской тайной, за исключением случаев, установленных законом. Обязательно сохранение информации, которая вредит чести, достоинству или безопасности лиц, законных интересов граждан и юридических лиц, затрудняет предотвращение, обнаружение преступных действий или поручает их передачу. Полиция не должна предоставлять информацию, которая нарушала бы презумпцию невиновности, нормы полицейской этики, интересы безопасности лица, общества или государства.

Полицейские офицеры несут личную ответственность за свои действия и их последствия. Полицейские офицеры, нарушающие требования закона при выполнении своих обязанностей, подлежат ответственности. Полицейский офицер, который выполняет явно незаконный приказ или распоряжение, не освобождается от ответственности. Государство обязано компенсировать вред, причиненный незаконными действиями сотрудника полиции.



http://www.o2epc.com


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика